Положение о РППС МБДОУ с.Восточное

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Восточное
Хабаровского муниципального района Хабаровского края

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ с. Восточное

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего
№ 12 - О
от «30» августа 2023 г.

Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
С учетом мнения родителей
(законных представителей)
Протокол заседания попечительского совета № 2
от «28» августа 2023 г.

Положение
о развивающей предметно-пространственной среде
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада с. Восточное
Хабаровского муниципального района Хабаровского края

2023 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее Положение о развивающей предметно-пространственной
среде (далее - РППС ДОУ) Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения с.Восточное Хабаровского муниципального района
Хабаровского края (далее – ДОУ) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», № 185 от 02 июля 2013 года;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Комментариями к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и
науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 год № 08249;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.) образовательных
учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»)
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования №1028 от
25 ноября 2022 г.
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам –образовательным программам
дошкольного образования
№373 от 31 июня 2021
1.2. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до
принятия нового.
1.1.

2. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС В ДОУ
2.1.
РППС ДОУ (группы, участка) обеспечивает возможность общения и
совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, во
всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности
для уединения.
2.2.
РППС ДОУ (группы, участка) обеспечивает:
- реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования,
используемой в образовательном процессе ДОУ;
- учет
национально-культурных,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей воспитанников ДОУ.
2.3.
РППС ДОУ (группы) должна быть:
содержательно-насыщенной, развивающей;
трансформируемой;

полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной;
здоровьесберегающей;
эстетически-привлекательной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
воспитанников и содержанию Основной образовательной программы МБДОУ с.
Восточное (далее – Программа). Образовательное пространство ДОУ (групповых
помещений, участка) должно быть оснащено средствами для организации
образовательной деятельности (в том числе техническими), соответствующими
материалами, в том числе, игровым, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в
соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного
пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании ДОУ и
на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в
том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях (в спортивном зале);
- эмоциональное благополучие воспитанников во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- культуру создания образовательного пространства, доступного воспитанникам
группы (ценности, принципы, традиции, стилистические решения и пр.) с учётом
социокультурного контекста;
- возможность самовыражения воспитанников.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений РППС
в зависимости от образовательной ситуации (в соответствии с комплексно –
тематическим планированием), в том числе от меняющихся интересов и возможностей
воспитанников.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в ДОУ (в группе) полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе, природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том
числе в качестве предметов- заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в ДОУ (группе) различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор воспитанников;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность воспитанников.

5) Доступность среды предполагает:

- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность РППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям
по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3. ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ
3.1. Обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой).
3.2. Обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением.
3.3. Способствовать развитию двигательной активности, в том числе развитию
крупной и мелкой моторики, участию в подвижных играх и соревнованиях в
спортивном зале.
3.4. Побуждать детей к самовыражению.
4. ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУ
4.1.
Педагоги ДОУ самостоятельно выбирают средства для организации
образовательного процесса, в том числе технические, соответствующие материалы (в
том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь
в соответствии со спецификой Программы.
4.2.
Педагоги несут ответственность за построение эффективной развивающей
предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями основных
нормативных документов, а также в соответствии с возрастными особенностями
контингента воспитанников.
5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦЫПЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУ
5.1. РППС ДОУ (группы, участка) должна быть безопасной, здоровьесберегающей,
эстетически привлекательной и развивающей.
5.2. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей возрастной группы,
игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
5.3. РППС должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности
взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям
детского возраста.
5.4. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и
игровой деятельности с разными материалами.
5.5. В младших группах игровая среда (постройки, игрушки, материалы и др.)
должна обновляться постоянно, чтобы пробудить у малышей любопытство,

познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу.
5.6. В старших группах игровая среда должна содержать модули, ширмы, занавеси,
кубы, стулья, чтобы давать ребенку возможность для перестраивания имеющегося
игрового пространства.
5.7. РППС должна обеспечивать доступ к объектам природного характера;
побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за
ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов
с природным материалом.
5.8. РППС должна организовываться как культурное пространство, которое
оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства,
репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
5.9. Пространство группы (участка) следует организовывать в виде хорошо
разграниченных центров активности («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных
большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для
творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны
детям.
5.10. Оснащение центров активности должно меняться в соответствии с
тематическим планированием образовательного процесса.
5.11 РППС должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко
изменяемое.
VII. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РППС.
«Качество организации, развивающей предметно - пространственной среды»
В картах оценки РППС представлены конкретные индикаторы, характеризующие
качество развивающей предметно-пространственной среды. Параметры предметно пространственной среды отслеживались на предмет соответствия возрастным
возможностям детей и содержанию образовательной программы ДОУ.
Каждый параметр оценивается по трехбалльной шкале:
- соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла;
- частичное соответствие – 2 балл;
- несоответствие (или отсутствие) – 1 балл. (Приложение 1).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Требования к РППС
Насыщенность среды

Индикаторы

Показатели

Наличие пространств - Наличие в группе не менее 8
(центров) обеспечива- пространств (игрового, сенсорного
ющих игровую,
развития,
математического
познавательную,
развития,
речевого
развития,
исследовательскую и экспериментирова- ния (в том числе
творческую
с песком и водой); художественного
активность
всех творчества, литературного центра,
воспитанников,
конструирования,
уединения
экспериментирование (палатка) в соответствии с ООП
с доступными детям ДОУ.
материалами (в том - Наличие в группе 4-6
числе с песком и пространств, частично
водой)
обеспечивающих
игровую,
познавательную,
исследовательскую и
творческую
активность
всех
воспитанников,
экспериментирование с
доступными детям материалами.
Неполное
соответствие
ППС
образовательной программе.
- Отсутствие или минимальное
зонирование (2-3 пространства),
слабо обеспечивающих игровую,
познавательную,
исследовательскую и
творческую
активность
всех
воспитанников,
экспериментирование с
доступными детям материалами.
Неполное соответствие ППС
Образовательной программе
Наличие пространств - Наличие
пространства
(центров),
двигательной активности,
обеспечивающих
развития крупной моторики с
двигательную
соответствующим
игровым
и
активность, в том числе спортивным оборудованием.
развитие крупной и
- Наличие
пространства
мелкой
моторики, двигательной активности,
участие в подвижных развития
крупной
моторики
играх и соревнованиях минимальным набором спортивного
(в групповом
и игрового оборудования.
помещении, на участке) - Отсутствие
пространства
двигательной активности,
развития крупной моторики с
соответствующим спортивным и
игровым
оборудованием,
спортивными сооружениями

Оценка

Обеспечение
возможности
самовыражения детей

- Наличие пространства для развития
мелкой моторики.
Минимальный набор материалов на
развитие мелкой моторики. Отсутствие материалов на развитие
мелкой моторики
- Педагоги планируют подвижные
игры, активную
деятельность, направленную на
развитие
крупной
и
мелкой
моторики (Планы педагогов). - Дети
(5-6 лет) демонстрируют умение
организовать и провести подвижные
игры. В планах
педагогов отведено место и
планируются подвижные игры.
Инициатором
в
проведении
являются педагоги
- Игры не планируются, проводятся
нерегулярно. Инициатором в
проведении являются педагоги
- Наличие материалов и предметов,
полностью подготовленных для
продуктивной деятельности, а также
места для размещения
продуктов деятельности детьми.
- Минимальное наличие материалов,
детям приходится обращаться к
педагогу
- Отсутствие готовых материалов
для продуктивной деятельности
- Наличие материалов и
предметов для организации
театрализованной
деятельности,
изготовления атрибутов детьми.
Наличие работ детей (рисунки,
модели,
поделки),
атрибутов,
изготовленных детьми.
- Минимальное наличие материалов,
детям приходится
обращаться к педагогу.
- Отсутствие готовых материалов
для театрализованной
деятельности

Трансформируемость
пространства

Трансформируемость
самим ребёнком

Трансформируемость
педагогом

Предметы РППС
50-80% детского оборудования
легкие и безопасные, (кроме стеллажей) могут быть
могут быть перенесены, перенесены детьми.
переставлены
самим - Отсутствие предметов, которые бы
ребенком
(столы, дети могли легко переносить.
стулья,
мягкие
и - Отсутствие деятельности по
игровые
модули, трансформации среды
коврики,
ширмы,
палатки и т.п.)
Наличие возможности у - Наличие мягких и игровых
детей выделить
модулей, ковриков, ширм,
пространство
для тканей,
палаток,
крупных
индивидуальной
или конструкторов. Использование их
парной,
совместной детьми для организации своих
игры, другой
пространств.
деятельности (мягкие и- Частичная доступность.
игровые
модули, Нечастая организация детьми своих
коврики, ширмы,
пространств.
палатки и т.п.)
- Деятельность детей в общем
пространстве группы без
организации небольших
пространств по интересам
Наличие возможности - Наличие и доступность атрибутов
легкого
и материалов для разных видов
преобразования
деятельности.
Активное
игровой, продуктивной использование их детьми.
и прочей деятельности, - Частичная доступность.
самостоятельной
- Нет
организации игры:
доступность атрибутов
и материалов для
разных
видов
деятельности
Возможность
детьми - Работы оформлены и размещены
самостоятельно
детьми самостоятельно
размещать
продукты - Работы оформлены и размещены
своей
деятельности педагогом
(доступные места и - Детские работы не транслируются
способы крепления)
Презентации работ
- Организовано минимум два места
детей, как плоскостных для размещения детьми работ
(изображений), так и- Организовано одно место.
объемных (модели,
- Таких мест нет, либо это выставка
поделки, конструкции) работ детей для посетителей

Полифункциональность материалов

Состояние материалов - Обращаются к педагогам за
и атрибутов для легкой материалами и атрибутами.
трансформации среды- Есть обращения детей,
детьми
(стеллажи, педагоги достают предметы и
контейнеры
для атрибуты
с
закрытых
либо
материалов
и малодоступных полок.
атрибутов, наличие
- Отсутствие доступных атрибутов
предметов
для материалов
продуктивной
деятельности)
Педагоги анализируют - Есть план работы педагогов, в
и вносят изменения в котором осуществляется
среду не реже 2- 3 раз в планирование изменений среды.
месяц в соответствии с План опирается на наблюдения за
комплексно-тематическ детьми и комплексно им планом и
тематическое планирование (если
актуальным
таковое имеется)
состоянием детей и их - Работа по изменению среды
интересами
проводится, но без
продуманного планирования и не
фиксируется
или
фиксируется
частично в документации педагогов
- Работы по изменению среды
фрагментарна, практически
отсутствует
Наличие
в
группе - Наличие детской мебели,
полифункциональных мягких модулей, ширм, палаток,
ковриков,
крупных
(не обладающих жестко подушек,
конструкторов и конструкторов из
закрепленным
природных материалов.
способом
- Незначительное количество.
употребления)
предметов, в том числе - Отсутствие мягких модулей, ширм,
природных материалов, подушек, ковриков и т.п.
пригодных
для
использования в
разных видах детской
активности
(в
том
числе в качестве
предметов заместителей
в детской игре)

Возможность
- Выделено время в режиме дня для
разнообразного
свободной игры и другой
использования
деятельности детей с использование
различных
полифункциональных
составляющих
материалов ( от 25 до 40- 45мин и
предметной
среды, больше).
Разнообразное
например,
детской использование их детьми.
мебели, мягких
- В режиме дня выделено
модулей, ширм и т.д.
недостаточно
времени(15-20мин)
для свободной игры и другой
деятельности детей с использование
полифункциональных
материалов.
- В режиме дня не выделено время
для свободной игры и другой
деятельности детей с использование
полифункциональных материалов

Вариативность среды

Наличие
- Наличие материалов игр, игрушек
разнообразных
и оборудования в соответствии с
материалов,
игр, ООП (раздел «Развивающая
игрушек
и Предметно-пространственная
оборудования,
среда») на уровне 80- 90%. обеспечивающих
Наличие материалов игр, игрушек и
свободный выбор детей оборудования в соответствии с ООП
(раздел «Развивающая Предметнопространственная среда») на уровне
50- 79%. - Наличие материалов игр,
игрушек
и
оборудования
в
соответствии с ООП ООДО (раздел
«Развивающая
предметнопространственная среда») на уровне
30- 49%
Периодическая
- Есть план работы педагогов, в
сменяемость игрового котором осуществляется
материала, появление планирование изменений среды.
новых
предметов, План опирается на наблюдения за
стимулирующих
детьми и комплексно-тематическое
игровую,
планирование (если таковое
двигательную,
имеется).
познавательную
и - Работа по изменению среды
исследовательскую
проводится, но без
активность детей
продуманного планирования и не
фиксируется
или
фиксируется
частично в документации
педагогов
- Работы по изменению среды
фрагментарна,
практически
отсутствует

Доступность среды

Доступность для
- Доступность для воспитанников, в
воспитанников, в том том числе детей с ограниченными
возможностями
здоровья
всех
числе детей с
ограниченными
помещений, где осуществляется
возможностями
образовательная деятельность.
здоровья
всех -Частичная
доступность
для
помещений,
где воспитанников, в том числе детей с
осуществляется
ограниченными
возможностями
образовательная
здоровья всех помещений, где
деятельность
осуществляется
образовательная
деятельность.
- Недоступность для
воспитанников, в том числе детей с
ограниченными
возможностями
здоровья большинства помещений,
где осуществляется образовательная
деятельность
Свободный
доступ - Свободный доступ детей, в том
детей, в том числе
числе детей с ограниченными
детей с ограниченными возможностями здоровья, к всем
возможностями
играм,
игрушкам,
материалам,
здоровья,
к
играм, пособиям, обеспечивающим все
игрушкам, материалам, основные виды детской
активности.
пособиям,
обеспечивающим все - Частичный свободный доступ
основные виды детской детей, в том числе детей с
ограниченными
возможностями
активности
здоровья, к играм, игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающим все основные
виды детской активности; имеются
закрытые для детей шкафы, полки
детскими материалами выше уровня
доступности
(если
это
не
пространства хранения материалов
для изменения среды).
- Ограниченный доступ детей, в том
числе детей с
ограниченными
возможностями
здоровья, к играм, игрушкам,
материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные
виды детской активности; более
половины
игрового
материала
находятся в зоне доступа

Безопасность
предметно пространственной
среды

Исправность
иМатериалы,
игрушки,
сохранность материалов оборудование
находится
в
и оборудования
исправном, привлекательном виде,
укомплектованы и функциональны
на 86- 100%.
Материалы,
игрушки,
оборудование
находится
в
исправном, привлекательном виде,
укомплектованы и функциональны
на 60- 85% .
- Материалы, игрушки,
оборудование
находится
в
исправном, привлекательном виде,
укомплектованы и функциональны
менее чем на 60%
Соответствие всех ее
- Соответствие всех элементов
элементов требованиям РППС
требованиям
СанПиН,
по обеспечению
пожарной
безопасности,
надежности и
инструкциям по безопасности в
безопасности
их ДОУ;
наличие
относительно
использования
опасных предметов, если того
требует образовательная
программа (ножницы и т.п.) при
условии соблюдения мер
безопасного их использования,
наличия описаний работы с
такими материалами.
- Частичное соответствие всех
элементов
РППС
требованиям
СанПиН, пожарной
безопасности,
инструкциям
по
безопасности в ДОУ.
Полное
несоответствие
требованиям СаНПиН и пожарной
безопасности и др.
ИТОГО:

Максимальное число балов, которое может быть набрано по результатам
самооценки развивающей предметно-пространственной среды – 63 балла
Итоговая таблица самооценки РППС в группах в соответствии с требованиями
ФГОС ДО
Требования ФГО

Содержательно
насыщенная
Трансформируемая
Полифункциональн
ая
Вариативная

Соответствует
требованиям
(1 балл)

Соответствует
частично (2
балла)

Соответствует
полностью
(3 балла)

Итого

Средний
бал

Доступная
Безопасная
ИТОГО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».