Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Восточное
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ с. Восточное
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего
№ 12 - О
от «30» августа 2023 г.
Протокол № 1
от «28» августа 2023 г.
С учетом мнения родителей
(законных представителей)
Протокол заседания попечительского совета № 2
от «28» августа 2023 г.
Положение
о развивающей предметно-пространственной среде
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада с. Восточное
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
2023 г.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение о развивающей предметно-пространственной
среде (далее - РППС ДОУ) Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения с.Восточное Хабаровского муниципального района
Хабаровского края (далее – ДОУ) разработано в соответствии с:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об
образовании в Российской Федерации», № 185 от 02 июля 2013 года;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Комментариями к ФГОС дошкольного образования Министерства образования и
науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 год № 08249;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4. 3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г.) образовательных
учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»)
- Федеральной образовательной программой дошкольного образования №1028 от
25 ноября 2022 г.
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам –образовательным программам
дошкольного образования
№373 от 31 июня 2021
1.2. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до
принятия нового.
1.1.
2. НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ РППС В ДОУ
2.1.
РППС ДОУ (группы, участка) обеспечивает возможность общения и
совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, во
всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности
для уединения.
2.2.
РППС ДОУ (группы, участка) обеспечивает:
- реализацию Основной образовательной программы дошкольного образования,
используемой в образовательном процессе ДОУ;
- учет
национально-культурных,
климатических
условий,
в
которых
осуществляется образовательная деятельность;
- учет возрастных особенностей воспитанников ДОУ.
2.3.
РППС ДОУ (группы) должна быть:
содержательно-насыщенной, развивающей;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной;
здоровьесберегающей;
эстетически-привлекательной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
воспитанников и содержанию Основной образовательной программы МБДОУ с.
Восточное (далее – Программа). Образовательное пространство ДОУ (групповых
помещений, участка) должно быть оснащено средствами для организации
образовательной деятельности (в том числе техническими), соответствующими
материалами, в том числе, игровым, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в
соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного
пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании ДОУ и
на участке) должны обеспечивать:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех
категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в
том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики,
участие в подвижных играх и соревнованиях (в спортивном зале);
- эмоциональное благополучие воспитанников во взаимодействии с предметнопространственным окружением;
- культуру создания образовательного пространства, доступного воспитанникам
группы (ценности, принципы, традиции, стилистические решения и пр.) с учётом
социокультурного контекста;
- возможность самовыражения воспитанников.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений РППС
в зависимости от образовательной ситуации (в соответствии с комплексно –
тематическим планированием), в том числе от меняющихся интересов и возможностей
воспитанников.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
- возможность разнообразного использования различных составляющих
предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
- наличие в ДОУ (в группе) полифункциональных (не обладающих жестко
закрепленным способом употребления) предметов, в том числе, природных
материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том
числе в качестве предметов- заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
- наличие в ДОУ (группе) различных пространств (для игры, конструирования,
уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор воспитанников;
- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов,
стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую
активность воспитанников.
5) Доступность среды предполагает:
- свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности;
- исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность РППС предполагает соответствие всех ее элементов требованиям
по обеспечению надежности и безопасности их использования.
3. ЗАДАЧИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
СРЕДЫ
3.1. Обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую
активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой).
3.2. Обеспечивать эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с
предметно-пространственным окружением.
3.3. Способствовать развитию двигательной активности, в том числе развитию
крупной и мелкой моторики, участию в подвижных играх и соревнованиях в
спортивном зале.
3.4. Побуждать детей к самовыражению.
4. ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУ
4.1.
Педагоги ДОУ самостоятельно выбирают средства для организации
образовательного процесса, в том числе технические, соответствующие материалы (в
том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь
в соответствии со спецификой Программы.
4.2.
Педагоги несут ответственность за построение эффективной развивающей
предметно - пространственной среды в соответствии с требованиями основных
нормативных документов, а также в соответствии с возрастными особенностями
контингента воспитанников.
5. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦЫПЫ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДОУ
5.1. РППС ДОУ (группы, участка) должна быть безопасной, здоровьесберегающей,
эстетически привлекательной и развивающей.
5.2. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей возрастной группы,
игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
5.3. РППС должна быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности
взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей потребностям
детского возраста.
5.4. Для детей раннего возраста образовательное пространство должно
предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и
игровой деятельности с разными материалами.
5.5. В младших группах игровая среда (постройки, игрушки, материалы и др.)
должна обновляться постоянно, чтобы пробудить у малышей любопытство,
познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу.
5.6. В старших группах игровая среда должна содержать модули, ширмы, занавеси,
кубы, стулья, чтобы давать ребенку возможность для перестраивания имеющегося
игрового пространства.
5.7. РППС должна обеспечивать доступ к объектам природного характера;
побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за
ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов
с природным материалом.
5.8. РППС должна организовываться как культурное пространство, которое
оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства,
репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.).
5.9. Пространство группы (участка) следует организовывать в виде хорошо
разграниченных центров активности («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных
большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для
творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны
детям.
5.10. Оснащение центров активности должно меняться в соответствии с
тематическим планированием образовательного процесса.
5.11 РППС должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко
изменяемое.
VII. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РППС.
«Качество организации, развивающей предметно - пространственной среды»
В картах оценки РППС представлены конкретные индикаторы, характеризующие
качество развивающей предметно-пространственной среды. Параметры предметно пространственной среды отслеживались на предмет соответствия возрастным
возможностям детей и содержанию образовательной программы ДОУ.
Каждый параметр оценивается по трехбалльной шкале:
- соответствие параметра требованиям нормативных документов – 3 балла;
- частичное соответствие – 2 балл;
- несоответствие (или отсутствие) – 1 балл. (Приложение 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Требования к РППС
Насыщенность среды
Индикаторы
Показатели
Наличие пространств - Наличие в группе не менее 8
(центров) обеспечива- пространств (игрового, сенсорного
ющих игровую,
развития,
математического
познавательную,
развития,
речевого
развития,
исследовательскую и экспериментирова- ния (в том числе
творческую
с песком и водой); художественного
активность
всех творчества, литературного центра,
воспитанников,
конструирования,
уединения
экспериментирование (палатка) в соответствии с ООП
с доступными детям ДОУ.
материалами (в том - Наличие в группе 4-6
числе с песком и пространств, частично
водой)
обеспечивающих
игровую,
познавательную,
исследовательскую и
творческую
активность
всех
воспитанников,
экспериментирование с
доступными детям материалами.
Неполное
соответствие
ППС
образовательной программе.
- Отсутствие или минимальное
зонирование (2-3 пространства),
слабо обеспечивающих игровую,
познавательную,
исследовательскую и
творческую
активность
всех
воспитанников,
экспериментирование с
доступными детям материалами.
Неполное соответствие ППС
Образовательной программе
Наличие пространств - Наличие
пространства
(центров),
двигательной активности,
обеспечивающих
развития крупной моторики с
двигательную
соответствующим
игровым
и
активность, в том числе спортивным оборудованием.
развитие крупной и
- Наличие
пространства
мелкой
моторики, двигательной активности,
участие в подвижных развития
крупной
моторики
играх и соревнованиях минимальным набором спортивного
(в групповом
и игрового оборудования.
помещении, на участке) - Отсутствие
пространства
двигательной активности,
развития крупной моторики с
соответствующим спортивным и
игровым
оборудованием,
спортивными сооружениями
Оценка
Обеспечение
возможности
самовыражения детей
- Наличие пространства для развития
мелкой моторики.
Минимальный набор материалов на
развитие мелкой моторики. Отсутствие материалов на развитие
мелкой моторики
- Педагоги планируют подвижные
игры, активную
деятельность, направленную на
развитие
крупной
и
мелкой
моторики (Планы педагогов). - Дети
(5-6 лет) демонстрируют умение
организовать и провести подвижные
игры. В планах
педагогов отведено место и
планируются подвижные игры.
Инициатором
в
проведении
являются педагоги
- Игры не планируются, проводятся
нерегулярно. Инициатором в
проведении являются педагоги
- Наличие материалов и предметов,
полностью подготовленных для
продуктивной деятельности, а также
места для размещения
продуктов деятельности детьми.
- Минимальное наличие материалов,
детям приходится обращаться к
педагогу
- Отсутствие готовых материалов
для продуктивной деятельности
- Наличие материалов и
предметов для организации
театрализованной
деятельности,
изготовления атрибутов детьми.
Наличие работ детей (рисунки,
модели,
поделки),
атрибутов,
изготовленных детьми.
- Минимальное наличие материалов,
детям приходится
обращаться к педагогу.
- Отсутствие готовых материалов
для театрализованной
деятельности
Трансформируемость
пространства
Трансформируемость
самим ребёнком
Трансформируемость
педагогом
Предметы РППС
50-80% детского оборудования
легкие и безопасные, (кроме стеллажей) могут быть
могут быть перенесены, перенесены детьми.
переставлены
самим - Отсутствие предметов, которые бы
ребенком
(столы, дети могли легко переносить.
стулья,
мягкие
и - Отсутствие деятельности по
игровые
модули, трансформации среды
коврики,
ширмы,
палатки и т.п.)
Наличие возможности у - Наличие мягких и игровых
детей выделить
модулей, ковриков, ширм,
пространство
для тканей,
палаток,
крупных
индивидуальной
или конструкторов. Использование их
парной,
совместной детьми для организации своих
игры, другой
пространств.
деятельности (мягкие и- Частичная доступность.
игровые
модули, Нечастая организация детьми своих
коврики, ширмы,
пространств.
палатки и т.п.)
- Деятельность детей в общем
пространстве группы без
организации небольших
пространств по интересам
Наличие возможности - Наличие и доступность атрибутов
легкого
и материалов для разных видов
преобразования
деятельности.
Активное
игровой, продуктивной использование их детьми.
и прочей деятельности, - Частичная доступность.
самостоятельной
- Нет
организации игры:
доступность атрибутов
и материалов для
разных
видов
деятельности
Возможность
детьми - Работы оформлены и размещены
самостоятельно
детьми самостоятельно
размещать
продукты - Работы оформлены и размещены
своей
деятельности педагогом
(доступные места и - Детские работы не транслируются
способы крепления)
Презентации работ
- Организовано минимум два места
детей, как плоскостных для размещения детьми работ
(изображений), так и- Организовано одно место.
объемных (модели,
- Таких мест нет, либо это выставка
поделки, конструкции) работ детей для посетителей
Полифункциональность материалов
Состояние материалов - Обращаются к педагогам за
и атрибутов для легкой материалами и атрибутами.
трансформации среды- Есть обращения детей,
детьми
(стеллажи, педагоги достают предметы и
контейнеры
для атрибуты
с
закрытых
либо
материалов
и малодоступных полок.
атрибутов, наличие
- Отсутствие доступных атрибутов
предметов
для материалов
продуктивной
деятельности)
Педагоги анализируют - Есть план работы педагогов, в
и вносят изменения в котором осуществляется
среду не реже 2- 3 раз в планирование изменений среды.
месяц в соответствии с План опирается на наблюдения за
комплексно-тематическ детьми и комплексно им планом и
тематическое планирование (если
актуальным
таковое имеется)
состоянием детей и их - Работа по изменению среды
интересами
проводится, но без
продуманного планирования и не
фиксируется
или
фиксируется
частично в документации педагогов
- Работы по изменению среды
фрагментарна, практически
отсутствует
Наличие
в
группе - Наличие детской мебели,
полифункциональных мягких модулей, ширм, палаток,
ковриков,
крупных
(не обладающих жестко подушек,
конструкторов и конструкторов из
закрепленным
природных материалов.
способом
- Незначительное количество.
употребления)
предметов, в том числе - Отсутствие мягких модулей, ширм,
природных материалов, подушек, ковриков и т.п.
пригодных
для
использования в
разных видах детской
активности
(в
том
числе в качестве
предметов заместителей
в детской игре)
Возможность
- Выделено время в режиме дня для
разнообразного
свободной игры и другой
использования
деятельности детей с использование
различных
полифункциональных
составляющих
материалов ( от 25 до 40- 45мин и
предметной
среды, больше).
Разнообразное
например,
детской использование их детьми.
мебели, мягких
- В режиме дня выделено
модулей, ширм и т.д.
недостаточно
времени(15-20мин)
для свободной игры и другой
деятельности детей с использование
полифункциональных
материалов.
- В режиме дня не выделено время
для свободной игры и другой
деятельности детей с использование
полифункциональных материалов
Вариативность среды
Наличие
- Наличие материалов игр, игрушек
разнообразных
и оборудования в соответствии с
материалов,
игр, ООП (раздел «Развивающая
игрушек
и Предметно-пространственная
оборудования,
среда») на уровне 80- 90%. обеспечивающих
Наличие материалов игр, игрушек и
свободный выбор детей оборудования в соответствии с ООП
(раздел «Развивающая Предметнопространственная среда») на уровне
50- 79%. - Наличие материалов игр,
игрушек
и
оборудования
в
соответствии с ООП ООДО (раздел
«Развивающая
предметнопространственная среда») на уровне
30- 49%
Периодическая
- Есть план работы педагогов, в
сменяемость игрового котором осуществляется
материала, появление планирование изменений среды.
новых
предметов, План опирается на наблюдения за
стимулирующих
детьми и комплексно-тематическое
игровую,
планирование (если таковое
двигательную,
имеется).
познавательную
и - Работа по изменению среды
исследовательскую
проводится, но без
активность детей
продуманного планирования и не
фиксируется
или
фиксируется
частично в документации
педагогов
- Работы по изменению среды
фрагментарна,
практически
отсутствует
Доступность среды
Доступность для
- Доступность для воспитанников, в
воспитанников, в том том числе детей с ограниченными
возможностями
здоровья
всех
числе детей с
ограниченными
помещений, где осуществляется
возможностями
образовательная деятельность.
здоровья
всех -Частичная
доступность
для
помещений,
где воспитанников, в том числе детей с
осуществляется
ограниченными
возможностями
образовательная
здоровья всех помещений, где
деятельность
осуществляется
образовательная
деятельность.
- Недоступность для
воспитанников, в том числе детей с
ограниченными
возможностями
здоровья большинства помещений,
где осуществляется образовательная
деятельность
Свободный
доступ - Свободный доступ детей, в том
детей, в том числе
числе детей с ограниченными
детей с ограниченными возможностями здоровья, к всем
возможностями
играм,
игрушкам,
материалам,
здоровья,
к
играм, пособиям, обеспечивающим все
игрушкам, материалам, основные виды детской
активности.
пособиям,
обеспечивающим все - Частичный свободный доступ
основные виды детской детей, в том числе детей с
ограниченными
возможностями
активности
здоровья, к играм, игрушкам,
материалам,
пособиям,
обеспечивающим все основные
виды детской активности; имеются
закрытые для детей шкафы, полки
детскими материалами выше уровня
доступности
(если
это
не
пространства хранения материалов
для изменения среды).
- Ограниченный доступ детей, в том
числе детей с
ограниченными
возможностями
здоровья, к играм, игрушкам,
материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные
виды детской активности; более
половины
игрового
материала
находятся в зоне доступа
Безопасность
предметно пространственной
среды
Исправность
иМатериалы,
игрушки,
сохранность материалов оборудование
находится
в
и оборудования
исправном, привлекательном виде,
укомплектованы и функциональны
на 86- 100%.
Материалы,
игрушки,
оборудование
находится
в
исправном, привлекательном виде,
укомплектованы и функциональны
на 60- 85% .
- Материалы, игрушки,
оборудование
находится
в
исправном, привлекательном виде,
укомплектованы и функциональны
менее чем на 60%
Соответствие всех ее
- Соответствие всех элементов
элементов требованиям РППС
требованиям
СанПиН,
по обеспечению
пожарной
безопасности,
надежности и
инструкциям по безопасности в
безопасности
их ДОУ;
наличие
относительно
использования
опасных предметов, если того
требует образовательная
программа (ножницы и т.п.) при
условии соблюдения мер
безопасного их использования,
наличия описаний работы с
такими материалами.
- Частичное соответствие всех
элементов
РППС
требованиям
СанПиН, пожарной
безопасности,
инструкциям
по
безопасности в ДОУ.
Полное
несоответствие
требованиям СаНПиН и пожарной
безопасности и др.
ИТОГО:
Максимальное число балов, которое может быть набрано по результатам
самооценки развивающей предметно-пространственной среды – 63 балла
Итоговая таблица самооценки РППС в группах в соответствии с требованиями
ФГОС ДО
Требования ФГО
Содержательно
насыщенная
Трансформируемая
Полифункциональн
ая
Вариативная
Соответствует
требованиям
(1 балл)
Соответствует
частично (2
балла)
Соответствует
полностью
(3 балла)
Итого
Средний
бал
Доступная
Безопасная
ИТОГО