Компьютер, интернет и кибербезопасность детей дошкольного возраста
13.01.2025
Разбираемся в главном.
- Как правильно развивать, учить и воспитывать ребенка в условияхвсеобщей компьютеризации, информатизации и цифровых технологий?
- Как уберечь детей от киберопасностей современного цифрового общества?
- Какой он, современный ребенок, появившийся на свет в эпоху Цифровых технологий?
- Каким образом влияет на детей необходимость постоянногопополнения знаний и умений для оперирования информацией?
- Что может дать ребенку общество, развивающееся в глобальныхсетях, представляющее собой некий «коллективный разум»?
В современном мире значительно увеличилось не только количество идоступность продуктов технического прогресса, но и расширились их\ функциональные возможности. Дети сильно изменились под воздействиеминформационно-технического прогресса общества.
Марк Пренски в 2001 году ввел такое понятие, как «аборигены цифровогообщества». Это поколение людей, родившихся и развивающихся в условиях,когда новые технологии уже стали неотъемлемой частью жизни. Онипривыкли к цифровым играм и инструментам, которые являются для нихестественной средой обитания.
Аборигены цифрового общества понимают ценность цифровыхтехнологий и могут пользоваться ими без специальной подготовки. Ониобладают интуитивным владением информатикой, компьютерами,электронными устройствами и мобильным оборудованием. Им не нужночитать руководство пользователя или просить уроки по использованиюкомпьютера.
Это поколение выросло в окружении интернета и социальных сетей,поэтому они думают и обрабатывают информацию иначе, чем предыдущиепоколения. У них изменились алгоритмы мышления.
Это настолько радикальное изменение, что образовался большой разрывмежду молодым поколением и предыдущими. Отсюда возникает частьпроблем с родителями и преподавателями. Особенно остро этот конфликтпоколений ощущается в образовании.
Разрешение данного конфликта намечается не в стремлении старшегопоколения «догнать» молодое, а в переходе от компьютерной грамотностик информационной культуре для молодого поколения. Старшее поколение,выполняя социальный заказ нового общества, берет на себя важную функциюформирования у современных детей культуры использованияинформационных коммуникационных технологий и средств массовойинформации как части общей культуры человека. При этом учитываютсявозрастные и психологические особенности детей, сохраняется ихпсихическое и физическое здоровье.
Специалисты предупреждают: постоянное воздействие негативныхфакторов современной цифровой среды может привести к снижению уровняпсихологической и личностной зрелости ребенка. Они отмечают опасностьзадержки развития сферы воображения, ориентации на наглядность привосприятии информации, формирования коммуникативных умений инавыков, слабости произвольной сферы и искажения восприятиямироустройства. К факторам риска также относятся киберугрозы, с которымидети сталкиваются в цифровом пространстве.
В целом, последствия неуправляемого и необдуманного взаимодействиядетей с цифровым миром можно разделить на несколько категорий:
1. негативное влияние на психику ребенка;
Самые распространенные жалобы этой категории: эмоциональнаянеустойчивость, агрессивное поведение ребенка, снижение самооценки,развитие компьютерной зависимости, отказ от других видов деятельности идр.
2. нарушение физического здоровья ребенка;Ухудшение зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата и осанки,головные боли, трудность с засыпанием и др.
3. социальная дезадаптация личности;Проблемы в установлении взаимоотношений со сверстниками,напряженность отношений с родителями и взрослыми, снижение качестваформирования навыков учебной деятельности, появление антисоциальногоповедения и др.
4. угроза жизни ребенка от преступников.В цифровом пространстве сложно узнать, с кем ребенок общается.Преступники создают профиль, в котором представляют себя как сверстникаи начинают общаться с ребенком на увлекательные темы. Уговариваютребенка встретиться с ним в реальности.
Выделим наиболее частые киберугрозы, с которыми встречаются дети.
– Нежелательный контент.
К нежелательному контенту относится все то, о чем ребенку не следовалобы узнавать как можно дольше. К этой категории относятся порносайты,информация, пропагандирующая агрессивное поведение, алкоголизм,употребление наркотиков, самоубийство и многое другое. Нежелательныйконтент – самая частая угроза, с которой сталкиваются дети в интернетпространстве. При этом дети редко делятся с родителями своими открытиями.
– Развитие пристрастия к азартным играм.
Вопреки мнению, что дети сами «перерастут» игровую зависимость, этослучается довольно редко. Чаще всего одни игры сменяются другими.Времени и потребности заниматься чем-либо еще становится все меньше.
– Различные виды мошенничества.
Фишинг (у детей пытаются разными способами узнатьконфиденциальную информацию, номера и пароли банковских карт родителейи т.д.), непреднамеренная трата денег (во многих первоначально бесплатныхонлайн-играх игрокам предлагается купить за деньги различные опции,дающие ощутимые преимущества в игре).
– Вирусные атаки.
Способствуют не только поломке компьютера, возможна кражаконфиденциальной информации, личной переписки и т.д., что в последствииможет служить для преступников предметом шантажа.
– Доступ к личной информации.
Необходимо знать, что домашняя сеть не безопасна. Любая информация,которую вы размещаете или ищете, доступна любому. Особенно осторожноследует относиться к той информации, которую сами родители размещаютв социальных сетях.
– Кибергруминг.
Прямая угроза жизни и здоровью детей от незнакомцев, предлагающихличные встречи через интернет-пространство. Общаясь в социальной сетис ребенком, преступник вызывает интерес и устанавливает эмоциональнуюсвязь с целью сексуального насилия и / или убийства.