Пищевое поведение и пищевые привычки
13.01.2025
Разбираемся в главном
- Как объяснить ребенку, что много сладкого вредит здоровью?
- Нужно ли приучать ребенка питаться в одно и то же время?
- Как убедить ребенка есть больше овощей и фруктов?
- Что делать, если ребенку не нравится пища в детском саду?
- Как не перекармливать ребенка?
- Наш ребенок согласен есть, только когда смотрит мультфильмы. Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?
- Ребенок всюду видит рекламу нездоровой пищи (гамбургеры, картофель фри, кетчуп и т.д.). Что нужно сделать, чтобы уберечь его от такой пищи?
Одной из неожиданных проблем сегодняшнего детского сада стали сложности с приемом пищи у значительного количества детей. Эти сложности связаны не только с содержанием меню или предпочтением тех или иных продуктов, но представляют собой новую психологическую проблему.
Причины изменения пищевого поведения
При ближайшем рассмотрении оказывается, что причин изменения пищевого поведения достаточно много. По отношению к этим причинам мы можем выделить и принципы здорового пищевого поведения.
Факторы нарушения
Пища является базовой, естественной потребностью человека и одновременно самой первой и простой формой удовольствия. Соответственно, нарушение пищевого поведения – это оторванность от своего «Я», от своих потребностей, когда ребенок на базовом уровне оказывается не в контакте с собой. Часто родители задаются вопросом, надо ли ограничивать ребенка в еде или, наоборот, заставлять?
Первый психологический принцип воспитания здорового отношения к пище – формирование положительного отношения к еде и переживание естественного удовольствия от еды. Насильственное кормление, манипулирование едой, негативный эмоциональный фон питания в период младенчества – все это отрицательное воздействие приводит не только к нарушениям пищевого поведения, но и к нарушениям развития личности в целом. Известному детскому педиатру и психоаналитику Д. Винникоту принадлежат слова, которые могут стать девизом питания в раннем возрасте: «Кормление без любви деструктивно». Через пищевое поведение, положительное, эмоционально насыщенное взаимодействие по поводу пищи, ребенок получает подтверждение любви, первые положительные ощущения собственного тела и положительный опыт восстановления эмоционального благополучия с помощью еды. Кстати, этим способом справляться с переживаниями не пренебрегают и большинство взрослых.
Вторым принципом является создание атмосферы доброжелательности и общения во время еды. Фактором, негативно влияющим на развитие пищевого поведения, является специфический ранний сенсорный опыт, который формируется у малышей в отношении всех органов чувств, в том числе и вкусовых ощущений. Простейшие кирпичики ощущений ложатся в основу дальнейшего сложного здания восприятия информации, но развитие мозга может идти только с опорой на этот первичный фундамент. Соответственно, если в раннем возрасте малыш питался преимущественно 196 «баночной» едой, то у него и фиксируются в своеобразном «базовом каталоге» вкусов вкус брокколи-с-индейкой и т.д. Именно как единый общий вкус смешанных между собой продуктов специфической обработки. И когда ему предлагают отдельно брокколи, а отдельно курицу в детском саду, для него эти вкусы оказываются чужими. Базовый каталог формируется до 3 лет. Кроме этого, и структура пищи тоже задает предпочтения. Вот почему многие «баночные» дети не любят традиционную пищу детского сада и часто отказываются жевать.
Третьим принципом формирования психологически здорового отношения к еде является наличие в рационе ребенка разных продуктов, предпочтительно не в смешанных вариантах и различающихся по структуре и способам обработки. Весьма важным представляется и негативное влияние культурных стереотипов, предъявляющих специфические требования к внешнему виду. Конечно, двухлетняя малышка не думает о фигуре и калориях, но определенные модели отношения к еде она уже начинает впитывать из социального окружения.
Пример из практики. К психологу обратилась мама по поводу лицевых тиков у своей пятилетней дочери, которые начались после выступления на новогоднем празднике, где у девочки была большая и насыщенная роль. Однако причиной нервного расстройства стало не выступление – девочка очень любила праздники. Представлению предшествовала подготовка, когда в ходе разучивания роли, воспитатели подсказали маме, что хорошо бы ее дочери немного похудеть, тогда она будет настоящей Снегурочкой. Активному, растущему, очень подвижному ребенку ограничили питание и начали внушать, что внешний вид девочки нуждается в коррекции. На всякий случай откомментируем, что в дошкольном возрасте идет активное формирование представлений о себе, образа тела, самоотношения, а нормативная самооценка дошкольника – завышенная (Я самый красивый! Я самый умный! Я самый добрый! и проч.). Причинно-следственная связь – очевидна.
Стремительный рост маленького ребенка, в том числе и в дошкольном возрасте, требует значительного потребления калорий. Почти 80% всех калорий, потребляемых ребенком дошкольного возраста, расходует мозг. Но развитие в культурах, одержимых похудением, играет в жизни детей негативную роль. Ограничения в еде и низкокалорийные диеты опасны как для физического, так и для психического здоровья ребенка, деятельность мозга которого нарушается. Жесткие ограничения, обсуждение питания как проблемы, негативное отношение к внешнему виду ребенка – все это ведет к формированию 197 неадекватного образа тела, особенно у девочек, негативной самооценке и непринятию себя, нарушениям мозговой регуляции пищевого поведения, эмоциональным расстройствам.
Четвертый принцип воспитания отношения к еде у детей – поддерживать позитивную самооценку, не ставить в негативную связь еду и внешность ребенка, не подвергать сомнениям положительные представления ребенка о своей внешности.
Критерии оценки нормативности пищевого поведения:
– отсутствует дефицит веса и роста;
– ребенок физически активен, подвижен;
– показатели психического развития, включая познавательное развитие, соответствуют возрастной норме;
– ребенок проявляет положительный эмоциональный фон;
– ребенок общается со взрослыми и стремиться к совместной деятельности с родителями.
Профилактика нарушений пищевого поведения
Следующие рекомендации помогут родителям справиться с нарушениями пищевого поведения.
1. Интерес и игровое включение в питание.
Необходимо пробуждать интерес к пище, задавать новые акценты, включать ребенка в игру по поводу еды, например, сюжетно-ролевые игры в ресторанчик, в обед, торжественный банкет, день рождения и др. А реальный прием пищи – продолжение игрового взаимодействия.
2. Еда как совместная деятельность.
Важно подчеркивать во время приема пищи дружественность, взаимодействие всех сидящих за столом. И дома, и в детском саду трапеза может быть не только режимным моментом, а праздничным взаимодействием, включающим и обсуждение вкусовых качеств еды, и пробование, и угадывание продуктов, из которых приготовлена пища. Воспитатель, включенный в обед и сидящий за столом вместе с детьми, подсказывающий детям как совершать множество маленьких действий, необходимых за едой, и поощрительно обсуждающий все те правила, которые регулируют отношения за столом, станет реальным помощником в нормализации пищевого поведения ребенка. Важно превратить прием пищи в творчество, сознательное удовольствие и в искусство.
3. Необходимо всегда пробовать.
Важно не заставлять ребенка есть, но предлагать пробовать пищу в качестве интересного познавательного эксперимента. Это можно обставить как дегустацию, игры во вкусовые загадки, можно пробовать с закрытыми 198 глазами, обсуждать запах. На самом деле большую часть вкуса определяют рецепторы, ответственные за различение запахов. Нейропсихологи обнаружили, что сочетание вкуса и запаха любимых и новых продуктов в течение девяти секунд позволяет формировать сначала интерес к новому блюду, а затем и положительное отношение к нему. Для введения нового блюда в рацион достаточно несколько раз подержать во рту или понюхать новый продукт, заедая его вкусным десертом или съев небольшой кусочек любимой пищи до экспериментов с новыми блюдами.
4. Пища должна быть привлекательной.
Поделки самих детей из салфеток, бумаги и других материалов помогут разнообразить сервировку. Как правило, и работники кухни готовы к творчеству, творчество и кулинария – сферы пересекающиеся.
5. Регулярно предлагать.
Не заставлять, но регулярно предлагать. В идеале ребенок должен сам стремиться к пище. Возвращаясь с дневной прогулки, можно уже настраивать детей на обед, обсуждать как все проголодались, учить прислушиваться к своим организмам, быть в контакте с самим собой. Можно также уменьшить порции и совсем перестать уговаривать. Цель – съедать, формировать у ребенка ощущение завершенности, способности позитивно справиться с предложенным объемом пищи. Большие объемы не редко пугают, тогда как пример попросить добавку – очень заразителен. В результате можно постепенно выходить на нормативные порции.
6. Стимулировать физическую активность.
Поддержка физической активности, подвижности детей, создание условий для разнообразных движений обеспечивают здоровый обмен энергией. Приятно двигаться, радостно прыгать, чувствовать, как ласково пригревает солнышко, как после пробежки в мышцах сила бурлит и т.п. Обсуждение телесных ощущений и впечатлений создает условия для контакта с самим собой, осознания своей телесности.
7. Убрать обсуждения веса и фигуры.
Прекратить все разговоры, обсуждения «проблемы питания», вопросов стройности, веса, похудения и т.д. Полностью ЗАКРЫТЬ эту тему. Убрать ту напряженность и нервозность, которая возникла вокруг темы еды. Еда должна восприниматься позитивно и культурные стереотипы не должны отражаться на физическом и психическом здоровье детей.
8. Синхронизировать питание дома и в детском саду.
Важно синхронизировать по времени и по содержанию еду в детском саду и дома. То есть дома приемы пищи должны проходить в то же время, что и в образовательной организации, и очень желательно приблизить меню, чтобы еда была привычной, узнаваемой, хорошо известной организму.
9. Индивидуальные предпочтения.
Помнить, что ребенок имеет право на индивидуальный выбор и без веских оснований отдавать предпочтения одним продуктам и не любить другие. Этот выбор может быть продиктован как интуитивными потребностями в определенных веществах, так и своеобразием личности.