Агрессивное поведение, причинение физического ущерба
13.01.2025
Разбираемся в главном
- Почему у детей проявляется агрессия?
- Как преодолеть агрессивное поведение ребенка?
- Можно ли преодолеть агрессию в поведении ребенка?
- Какие бывают виды агрессии?
- Какое поведение ребенка должно вызывать тревогу?
- Если ребенок агрессивен, то он не умеет общаться или мы его неправильно воспитали?
Основные понятия
Социализация – процесс вхождения ребенка в социальную среду через овладение имеющимися социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями и компетенциями.
Агрессия – мотивированное поведение, направленное на нанесение физического или психического ущерба себе или другому лицу.
Произвольность поведения – способность осознавать и управлять своим поведением, преодоление побудительной силы ситуативных воздействий и стереотипных реакций в становлении способности определять свои действия и управлять ими.
Самосознание – осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.
К концу дошкольного возраста у некоторых детей складываются предпосылки к формированию агрессивности как устойчивого качества личности. Основной причиной агрессивного поведения, направленного на себя или других, является неудовлетворенность базовых психологических потребностей во внимании, общении, принятии и признании со стороны взрослого, потребности в самостоятельности, в самовыражении или самоутверждении.
Отличительной особенностью агрессивных детей является определенное отношение к окружающим, в котором преобладает объективное начало, порождающее чувство обособленности и восприятия другого как источника опасности. Агрессивное поведение у детей представляет собой форму активности, порицаемую в социуме. Чаще всего агрессивное поведение проявляется в общении со сверстниками.
Агрессивные дети мало отличаются от своих сверстников по показателям психического развития (интеллект, социальный интеллект, произвольность поведения, умение играть, уровень самооценки). В дошкольном возрасте выделяются разные типы проявления агрессивности, которые различаются уровнем популярности в группе сверстников, уровнем детской компетентности, мотивационной направленностью агрессивного поведения (на привлечение внимания, на конкретные практические цели, на причинение вреда другому).
Дети импульсивно-демонстративного типа чаще используют агрессию как способ привлечения внимания, их отличает низкий уровень популярности в группе сверстников, трудности регуляции поведения, низкие показатели компетентности в игре и других видах деятельности.
Дети нормативно-инструментального типа агрессивности часто являются лидерами в группе, хорошо регулируют свое поведение, компетентны в детских видах деятельности, имеют выраженные организаторские способности и используют агрессию как инструмент достижения собственных целей.
Наибольшую тревогу вызывают дети целенаправленно-враждебного типа агрессивности, для которых причинение вреда другому ребенку выступает как самоцель. Данный вид агрессии сложнее всего поддается коррекции. У таких детей преобладает прямая физическая агрессия. Игровые умения и регулятивные способности у таких детей соответствуют возрасту.
В зависимости от преобладающей мотивации и особенностей проявления агрессии необходимо строить и работу с такими детьми.
Всех агрессивных детей отличает фиксированность на себе, неспособность видеть и понимать другого. Преодоление детской агрессивности возможно в результате специальной коррекционной работы. Игры и занятия, направленные на преодоление чувства обособленности и враждебности, в целом, способствуют снижению агрессивных тенденций. Можно полагать, что это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которые порождают специфическое отношение к другому как к врагу. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Детей, склонных к агрессии, отличает представление о своей недооцененности со стороны сверстников, приписывание агрессивных намерений при решении конфликтных ситуаций и в реальном взаимодействии детей.
Все существующие подходы рассматривают агрессию как внешнюю деструктивную активность, поэтому основной путь коррекции – направление данной активности в социально-приемлемое русло. Это может осуществляться либо через катарсис, либо через расширение поведенческого репертуара, либо через формирование адекватных возрасту видов деятельности (для дошкольников – ролевая игра). Прежде всего работа с агрессивными детьми должна быть направлена на преодоление внутренней изоляции, на развитие способности видеть и понимать другого, формирование типа отношения к сверстникам, в котором преобладает чувство общности и сопричастности по отношению к ним.
Причиной всех агрессивных форм поведения является психологическое неблагополучие ребенка, нарушение системы представлений о мире.
Поведение ребенка, вызывающее тревогу:
– высокая частота агрессивных действий (более 4 в час), направленных на причинение вреда другому человеку;
– преобладание прямой физической агрессии;
– наличие враждебных агрессивных действий, направленных не на достижение какой-либо цели, а на причинение физической боли или страданий сверстнику.