Питомцы в семье, уход за ними
13.01.2025
Разбираемся в главном
Стоит ли заводить ребенку домашнего питомца?
Поможет ли домашнее животное в решении проблем с поведением у ребенка?
Соглашаться ли, если ребенок сам принес в дом бездомное животное?
Что может дать семье домашний питомец?
Кто должен ухаживать за домашним питомцем в семье?
Какой уход может выполнять ребенок самостоятельно?
Основные понятия
Анималотерапия – вид терапии, использующий животных, а также их звуки и символы (образы, рисунки, сказочные герои) для лечения, реабилитации и профилактики заболеваний, оказания психотерапевтической помощи.
Домашние животные играют важную роль в жизни семьи, особенно для детей. Они становятся источником эмоционального тепла, помогают в воспитании, требуют заботы и ответственности.
Животные также служат своеобразным психологическим убежищем.
Исследования показывают, что наличие домашних питомцев оказывает положительное влияние на психическое и физическое здоровье детей.
Снижается уровень стресса, растет активность и работоспособность, улучшается концентрация внимания и наблюдательность. Кроме того, повышается уверенность в себе и развиваются коммуникативные навыки. Общение с домашними животными имеет психотерапевтический эффект.
Поэтому желание завести питомца может сигнализировать о потребности в безусловной любви, заботе и внимании. Возможно, это намек на то, что нужно больше времени проводить с ребенком и интересоваться его внутренним миром.
Однако не всегда стоит сразу удовлетворять эмоциональную потребность покупкой животного. Представления о жизни с питомцем и реальные заботы по уходу за ним часто не совпадают.
Типичные ошибки родителей:
– вера в обещания ребенка самостоятельно ухаживать за животным;
– представления, что домашнее животное само по себе решит проблемы ребенка со страхами, депрессией, тревожностью, агрессией и т.д.;
– отсутствие развернутой ориентировки в содержании, формах и приемах ухода за животным;
– помощь ребенку там, где он в ней не нуждается и мог б самостоятельность;
– некритичный выбор животного, пренебрежение воспитанием животного.
Входя в семью, животное вступает в особые близкие отношения с ее членами, формирует компаньонские связи, чувство близости, взаимодействия и доверия. Несомненный плюс домашних животных для родителей – они помогают воспитывать ответственность в ребенке. Но работает этот плюс только в случае, когда ребенок сам приносит животное в дом. Если папа или мама, каковы бы ни были их намерения, сами предлагают домашнего питомца, то им и придется за ним ухаживать. Здесь работает схема: кто приручил, тот и заботится.
Если ребенок принес в дом четвероногого друга и искренне требует проявить милосердие и взять бездомного в семью, отказать ребенку в такой ситуации довольно сложно, особенно если до этого его всегда учили сочувствовать и помогать ближнему. Но с согласием тоже не стоит торопиться. Ребенок ни в дошкольном, ни в младшем школьном возрасте не в состоянии нести полную ответственность за животное. На родителей в любом случае ложится бремя финансовой ответственности, медицинского обеспечения, контроля удовлетворения всех потребностей животного.
Сочувствие в данной ситуации проявляется ответственностью за животное и за всех членов семьи, на которых распространяется решение о том, чтобы взять животное в дом. Если ребенок принес в дом животное, но семья не готова взять на себя ответственность, то одним из выходов является помещение животного в приют, откуда его смогут забрать люди, принявшие такое ответственное решение. Тем самым ребенок видит модель ответственной заботы. Если родитель сомневается, а просьбы завести животное повторяются все чаще, хорошим вариантом является временная проба. Можно взять животное на временное пребывание, например, в период отпуска знакомых или родственников, чтобы дать возможность ребенку на самом деле почувствовать, что такое ухаживать за кем-то, быть старшим, сильным, ответственным.
Забота о домашнем питомце помогает ребёнку научиться строить отношения, основанные на любви. Это требует проявления заботы, внимания.
Наличие домашнего животного в доме положительно влияет на детей. Родители могут научить их заботиться о других и нести за них ответственность. Например, ребенок, который испытывает трудности с концентрацией внимания и запоминанием информации, может без запинки прочитать стихотворение в присутствии собаки, хотя раньше у него это не получалось.
Однако психологическая польза питомца для детей зависит не от самого факта присутствия животного в доме, а от характера взаимоотношений с ним.
А это, в свою очередь, зависит от отношений ребенка с другими членами семьи. Чем более благоприятными являются психологические условия жизни в семье, тем большую пользу приносят домашние питомцы своей поддержкой.
Животные помогают людям выражать глубокие чувства. Общаясь с ними, ребенок всегда получает эмоциональную обратную связь. Домашние питомцы помогают детям удовлетворить потребность в заботе и опеке, с ними ребенок чувствует себя более сильным, компетентным. Лаская животное, ребенок успокаивается, потому что контакт с ним повышает окситоцин – гормон нежности и привязанности.
Животное позволяет отработать на себе те психологические навыки, которые у ребенка несовершенны. Например, робкий ребенок может попробовать научиться командовать, а эгоистичный – заботиться о ком-то.
Ребенок с низким эмоциональным интеллектом может учиться понимать состояния и намерения животного. А ребенок, который не чувствует границы, может научиться вовремя останавливаться.
Детям нравится общение с домашними животными потому, что оно эмоционально безопасно для них, предсказуемо и понятно. Питомцы никогда не оценивают, не критикуют, они любят и принимают ребенка таким, какой он есть, безусловно.