Поручения и домашний труд
13.01.2025
Разбираемся в главном
Какой смысл в выполнении ребенком домашних дел– проще и быстрее самому сделать?
Способен ли ребенок трудиться дома?
Способен ли ребенок выполнять домашние поручения?
Зачем заставлять ребенка что-то делать по дому, если потом придется переделывать?
В каком возрасте можно давать ребенку постоянные поручения?
Может ли ребенок выполнять домашние поручения наравне со взрослыми?
Включение дошкольника в выполнение домашних дел, приобщение его к домашнему труду и выполнению простых поручений (заданий) имеет большое значение для развития ребенка:
– он осваивает необходимые умения и навыки для самообслуживания, выполнения посильной хозяйственно-бытовой деятельности;
– у него развивается произвольность, самостоятельность, ответственность, отзывчивость, добросовестность, сочувствие и содействие;
– он начинает ценить труд других людей, прежде всего – родителей;
– у него появляется «чувство» семьи, ее целостности, ощущение себя полноправным и необходимым, полезным членом семьи.
Поручения для ребенка должны соответствовать его возрасту. С 1 года можно давать простые задания, состоящие из одного действия. Важно, чтобы
ребенок мог выполнить просьбу сразу же (например, передать газету папе или принести очки бабушке). К 2 годам можно усложнять задачи, добавляя второе
действие. Например, попросить ребенка взять полотенце на кухне и отнести его в комнату или взять ложку на кухне и передать ее папе. Обычно дети в этом возрасте с радостью выполняют такие поручения.
К концу раннего – началу дошкольного возраста (2-3,5 года) у ребенка могут быть уже собственные обязанности, которые вполне ему по силам (относить свою тарелку к мойке, аккуратно вешать свою одежду перед сном, убирать после прогулки мокрые варежки и шапочку на батарею и т.п.). В этом возрасте дети очень интересуются теми делами, которые выполняют по дому взрослые и стремятся им помочь. Необходимо дать возможность ребенку
попробовать себя в «серьезном» деле. За попытку реализации такого желания обязательно надо похвалить.
Список постоянных поручений или обязанностей ребенка к 5 годам может расширяться, а действия по их выполнению усложняться (убирать игрушки перед сном, расчесывать волосы, помогать накрывать на стол и убирать посуду, самостоятельно включать воду и мыть руки и т.п.). Если есть домашние питомцы, то ребенку можно доверить следить за водой миске и при необходимости доливать воду.
Старшие дошкольники могут стать серьезными помощниками для родителей по дому. Им можно поручить несложные дела, которые обычно выполняет мама: поливать цветы, помогать младшему брату или сестре, пылесосить, стирать свои платочки и трусики.
Также они могут больше заботиться о себе: застилать утром постель, следить за чистотой своей одежды, собирать рюкзачок для кружка, наливать себе попить. При правильном подходе родителей старший дошкольник будет
добросовестно и добровольно выполнять свои обязанности и с готовностью возьмется за важные поручения.
Взрослым важно и необходимо:
– самим добросовестно и качественно выполнять домашние обязанности и поручения;
– быть уверенными в том, что помощь ребенка действительно нужна;
– знать, что порученное дело по силам ребенка и его возможностям (тогда результат выполнения ему принесет еще и удовольствие);
– убедиться в том, что ребенок понимает, какой результат от него ждут, знает, как его добиться (в противном случае его надо научить, показать, что и как делать);
– хвалить ребенка за то, что он не забывает о регулярном выполнении своей обязанности, что хорошо выполняет поручение, конкретно отметить качество действия и его результат;
– не выполнять поручение или «детскую» обязанность за ребенка;
– добиваться выполнения задания можно с помощью просьбы, если вы уверены, что ребенок с удовольствием ее выполнит или можно использовать в качестве обращения такую форму как поручение –
спокойно, уверенно, по-деловому;
– помнить, что санкции и наказание за невыполнение домашних обязанностей должны быть общими для всех членов семьи;
– нельзя наказывать ребенка домашними заданиями и поручениями;
– быть терпеливыми и доброжелательными.