Вредные привычки
13.01.2025
Разбираемся в главном:
Почему появляются вредные привычки?
Как избавиться от вредной привычки?
Нормально ли то, что у детей появляются вредные привычки?
Какие привычки являются вредными и почему?
Если у ребенка есть вредные привычки – это значит, что мы неправильно его воспитываем?
Если появилась вредная привычка, нужно ли резко одергивать ребенка, когда он ей следует?
Привычка – привычное повторяющееся действие.
Вредные привычки – это действия, которые могут нанести вред здоровью человека и вызвать неприязнь или брезгливость у окружающих. К таким привычкам относятся курение, употребление алкоголя и наркотиков. К наиболее распространенным вредным привычкам у детей можно отнести привычки: грызть ногти, чавкать во время еды, ковырять в носу, накручивать волосы на палец, сосать палец или язык, теребить одежду у себя и т.д.
Возникновение вредных привычек у ребенка нередко является результатом следования за поведением взрослых, когда они сами не
соблюдают культуру поведения (едят только ложкой, чавкают, громко разговаривают за столом, вытирают рот ладонью и пр.).
Вредные привычки, такие как грызение ногтей, кусание губ, жевание края одежды или карандашей, теребление волос, ковыряние в носу, сосание пальца и другие, часто являются сигналами, что ребенок испытывает тревогу, страх, эмоциональное напряжение или недостаток близости с родителями.
Эти действия помогают ребенку справиться с различными переживаниями, тревогой и сниженным настроением (грустью, печалью и т.п.).
У средних и старших дошкольников вредные привычки могут возникать на фоне неуверенности в своих силах и неудовлетворенности своим положением среди сверстников. Психологи считают, что каждая вредная привычка помогает детям справиться со страхом, тревожностью, депрессией, отсутствием родительской любви и заботы.
К сожалению, подобные привычки оказывают прямое или косвенное негативное влияние на физическое и психическое здоровье детей. Многие из них могут привести к мелким травмам, нарушению прикуса, возникновению проблем в деятельности желудочно-кишечного тракта. Кроме того, вредные привычки угрожают психическому развитию, усугубляют трудности социализации ребенка и построения позитивных отношений со сверстниками.
На возникновение подобных действий у детей стоит немедленно реагировать, пока они не стали вредной привычкой. Когда такие неприятные действия становятся привычными, от них сложнее избавиться, это требует большего терпения и времени. Особого смысла бороться с вредными привычками нет. Если родители заметили в поведении ребенка вредное привычное действие, следует убедиться, что он знает все для его возраста о правилах поведения в обществе. Если обнаружатся пробелы в знаниях, их следует восполнить с помощью бесед и личного примера.
Во время проявления ребенком вредных привычек можно попробовать переключить его внимание на что-то интересное и занимательное. Не стоит заострять внимание на этой привычке, ругать ребенка и делать резкие или публичные замечания, наказывать. Важно учить ребенка приемам самоконтроля, направлять и поддерживать его стремление самостоятельно справиться с вредной привычкой.
Но чтобы действительно избавиться от вредных внешних действий до того, как они станут привычкой, необходимо устранить их причины. В этом может помочь детский психолог, который определит конкретные шаги для избавления от вредной привычки. Однако родителям потребуется проявить
терпение и такт.
Чтобы снизить риск появления вредных привычек, важно следить за тем, чтобы ребенок не перевозбуждался, не был перегружен интеллектуальной деятельностью и эмоционально напряжен. Необходимо как можно раньше начать прививать ребенку полезные навыки и умения, на основе которых формируются хорошие привычки, а также обучать его правилам поведения.
Родителям полезно:
– как можно чаще проводить время вместе с ребенком, придумывать увлекательные совместные дела и игры. Это даст почувствовать защиту, любовь и заботу, снять страхи и нервное напряжение, устранить недостаток телесного контакта;
– научить ребенка различным способам релаксации и снятия напряжения (физического и эмоционального), адекватным возрасту;
– стараться поддерживать ребенка в сложных жизненных ситуациях, быть для него опорой и защитой.