Упрямство и капризы

13.01.2025

Разбираемся в главном

  • В кого наш ребенок, почему у него так много упрямства, ведь в нашей семье все спокойные?
  • Как нам реагировать на его упрямство?
  • Нужно ли замечать капризы ребенка или лучше их игнорировать?
  • Когда ребенок капризничает, его нужно ругать или высмеять его поведение?
  • Можно ли избежать капризов и упрямства ребенка?
  • Если ребенок капризничает в общественном месте, как следует себя вести?

Все взрослые знакомы с этими негативными (разной степени) проявлениями в поведении детей – хныканьем, плачем, истерикой, намеренным молчанием и «надутостью», стремлением разбросать или сломать окружающие предметы и так далее.

Причины такого поведения разные, но они не связаны с наследственностью. Возможно, некоторое сходство с некоторыми формами поведения родителей или одного из родителей, но это «подсмотренные» ребенком и перенятые от взрослых способы реагирования на некомфортные условия. Не следует обвинять ребенка в плохом характере и ругать его. Чаще всего причиной такого поведения бывают внешние факторы, но не наследственность.

Подобные проявления могут усиливаться и учащаться в так называемые кризисные периоды – в возрасте 1 года, 3 и 7 лет. Происходит это из-за того, что ребенок к определенному возрасту становится способным к большему, а взрослые еще не перестроились, достойно не оценили возросшие возможности ребенка и не готовы перестроить взаимоотношения с малышом. Поводов для появления упрямства и капризов может быть множество.

Но причин возникновения не много:

 1. плохое самочувствие ребенка, вызванное утомлением (физическим или эмоциональным) или начинающимся заболеванием (например, простудой);

2. определенные нарушения отношений между ребенком и взрослым, не вполне адекватное и корректное взаимодействие родителя с ребенком.

Если все-таки ребенок начал капризничать, в первую очередь родителям надо убедиться, что ребенок хорошо себя чувствует, не заболевает. Может, следует уложить ребенка, дать ему отдохнуть или начать лечение.

Взрослым стоит вспомнить события дня, которые прожил ребенок. Возможно, он устал или был сильно эмоционально напряжен в каких-то ситуациях. Родителям надо оставить ребенка в покое и дать ему возможность успокоиться. Можно предложить расслабляющее нервную систему занятие, например, принять теплую ванну или вместе с ним послушать спокойную музыку, посмотреть в окошко.

 Если ребенок просто капризничает и это никак не связано с его самочувствием, родители должны переключить внимание ребенка с «предмета» капризов и упрямства. Можно попросить выполнить какую-нибудь просьбу или поручение, например, найти игру или книжку, а потом вместе почитать или поиграть.

Если ребенок продолжает плакать и упорствовать, лучше дождаться, когда ребенок «придет в норму». Только потом, когда он успокоится, поговорить с ним о причине такого поведения и о том, как можно было вести 182 себя иначе, приемлемым способом.Хочу такой сайт

Если желание ребенка осуществимо, но выполнить его можно не в данный момент времени, родителям следует поговорить о том, когда конкретно это желание можно будет осуществить.

В процессе общения с ребенком следует оставаться спокойным, проявлять терпение. Не следует использовать грубый тон, резкость, «давить» на него авторитетом взрослого, но не надо и уговаривать его прекратить капризничать и проявлять упрямство.

Нередко родители наказывают детей за капризы и упрямство. При этом не надо лишать ребенка прогулки, общения с друзьями или взрослыми. Пожертвовать можно сладостями, телефоном, компьютерной игрой, мультфильмом. Обязательно следует объяснить ребенку, за что его наказывают, чтобы не провоцировать новые капризы.

Но детские капризы и упрямство целесообразно предупреждать, а не бороться с ними.

Для этого необходимо, прежде всего:

 определить правила поведения и распорядка;

  четко обозначить условия и границы дозволенного и запрещенного.

Если родители сказали «нет», важно быть последовательными и оставаться верными своему слову, независимо от поведения ребенка.

 Необходимо хвалить ребенка за то поведение, которое нравится взрослому — родителю или воспитателю, четко обозначая, какие именно действия ребенка вызывают одобрение. В определенных ситуациях ребенку следует предоставлять возможность сделать разумный выбор, например, в выборе одежды или занятий.

Родителям следует обращать внимание на ситуации, когда у ребенка наблюдаются негативные проявления в поведении. Лучше всего избегать таких ситуаций. Если это невозможно, то нужно заранее обсудить с ребенком, какого поведения вы от него ожидаете. Например, если капризы возникают, когда родители расстаются с ребенком, стоит рассказать, куда вы идете и зачем, а также когда вернетесь. Обязательно предложите ему интересные занятия, которыми он может заняться в ваше отсутствие. По возвращении обязательно выслушайте рассказ ребенка, расспросите его подробнее о том, чем он занимался без вас.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».