Поддержка родительского авторитета
13.01.2025
ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЬСКОГО АВТОРИТЕТА
Авторитет – влияние на кого-либо, власть, с которой согласны.
Родительский авторитет – уважение между родителями и детьми.
Ложный авторитет – использование разного рода манипуляций, целью которых является заставить ребенка делать что-то.
Отношения – связь между двумя людьми, которая выражается их контактами друг с другом, идеальными и материальными явлениями и вещами.
Личность – человек, обладающий уникальным набором характеристик, которые определяют его характер, поведение и особенности взаимодействия с окружающими людьми.
Авторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. Взаимодействие в семье требует взаимопонимания, ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства, сотрудничества, уважения.
Уважение к старшим, доброжелательное отношение к людям, эмоциональная близость и доверие формируются родительским авторитетом. Вместе с тем, современные родители часто жалуются на отсутствие уважения со стороны детей, которые позволяют себе обзывать родителя, хамить или даже бить. Авторитет часто путают с послушанием и пытаются изменить ситуацию усиливая давление на ребенка, ужесточая требования и применяя все больше наказаний. Велик соблазн завоевать детский авторитет любой ценой: через подчинение или манипуляции. Если настоящий авторитет формируется через взаимное уважение и доверительное эмоциональное общение, то ложный (неконструктивный) авторитет достигается при помощи различного рода манипуляций.
Виды ложного авторитета:
Авторитет доброты. Мама и папа выступают в роли «добрых ангелов». Часто это родители позднего малыша или ребенка, который им «тяжело достался», ослабленный или часто болеющий. У ребенка при таком виде воспитания часто возникают сложности с формированием внутренних границ и определением правил разрешенного и не разрешенного поведения, критериями добра и зла. Именно этот вид авторитета приводит к тому, что лидерство в доме переходит к ребенку. Крайняя форма такого авторитета – вседозволенность, а вариантами являются перемещения авторитета от одного родителя к другому (если папа что-то запретил, а мама разрешила, ее авторитет резко повышается).
Авторитет чрезмерной любви. Родители в таких семьях захваливают ребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей. Все это с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семье позицию детоцентризма и ограничивает возможности формирования у ребенка нравственной позиции, ориентации на другого человека, способности его понять. В дальнейшем у такого ребенка может сформироваться иждивенческая позиция.
Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив.
Авторитет подавления. Зиждется на страхе и подавлении любой инициативы. Это практически полная авторитарность (или «военный авторитет»). Такого члена семьи все боятся и беспрекословно ему подчиняются, но подчиняются из-за страха последствий. Такая система отношений ограничивает возможности развития ребенка.
Авторитет расстояния. Может быть как реальным, так и психологическим. Например, ребенок тянется к папе, так как папа живет отдельно или постоянно в разъездах. У другого ребенка в большем авторитете мама, так как мама считает, что с ребенком нужно соблюдать дистанцию, чтобы не разбаловать и не стоит проявлять в отношении него любовь. Ребенок ощущает острое чувство изоляции, авторитет строится на неудовлетворенной потребности в эмоциональном контакте. Авторитет подменяется страхом разлуки и дефицитом общения.
Авторитет педантизма. Обеспечивается неусыпным родительским контролем и опекой. Здесь работает принцип навязчивого контроля. От авторитарного педантичный родитель отличается только тем, что воздействие осуществляется через иррациональное подавление воли ребенка: мягкое навязывание, нравоучения, лишение инициативы и выбора. При таком воспитании дети обычно вырастают несамостоятельными, они вынуждены делать вид, что все, сказанное родителями, правильно.
Авторитет «подкупа». Родители «торгуются» и заслуживают послушание ребенка. Часто такой подход к воспитанию – «слабость» людей, которые в своем прошлом имели материальные ограничения. Они считают, что ребенок не должен знать отказа, и дают ему все, чего не было у них. Такой подход формирует потребительский стиль поведения ребенка, у которого отсутствует регуляция желаний, а следовательно, и мотивации: кто больше (и дороже) купил/подарил, тот и авторитетен.
Авторитет статуса. Родители чрезмерно выпячивают свои достижения, подчеркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что
«умеют», а тем, что «имеют». Это семьи, ориентированные исключительно на потребление и конкурентные отношения с окружающими. Подчеркивая свои преимущества, выражая пренебрежение к окружающим, не имеющим определенных компонентов статуса, взрослые формируют у детей психологию потребителей м исключительно конкретной мотивации.
Действия, подрывающие родительский авторитет
– жестокие и несправедливые наказания и, в целом, ориентация родителя преимущественно на наказания;
– крик и эмоциональная неуравновешенность;
– ложь и несдержанные обещания;
– непоследовательность, расхождение между теорией и практикой (говорю одно – делаю другое);
– игнорирование или чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка;
– насмешки, унижение, пренебрежение личностью ребенка;
– неуважение друг к другу у родителей, а также у других членов семьи (например, бабушка при ребенке высказывает сомнения в родительской «эффективности» мамы);
– алкогольное или наркотическое опьянение родителей в присутствии ребенка, который может ощущать свою незащищенность, а также разочарование и стыд за взрослого человека.
Большинство родителей понимают значение авторитета в деле воспитания. Но как завоевать авторитет у ребенка, знают далеко не все. Педагог объясняет родителям, как создается авторитет, какова его основа; как воспитывать у ребенка уважение к каждому из родителей. К сожалению, родители не всегда владеют культурой общения и отношений: нередко они критикуют друг друга в присутствии родственников, друзей, детей. Это ведет к напряженности в отношениях, эмоциональным срывам, конфликтам. Кроме того, родитель осознает, что его статус в глазах ребенка снижается и падает воспитательная эффективность.
Формирование авторитета родителей
– наличие совместной деятельности;
Авторитетен тот родитель, который может дать ребенку уникальный опыт сотрудничества, совместного познания мира. Для дошкольника это, в первую очередь, совместная игра.
– гармоничная система воспитания, ориентация на поощрения;
Уважение, эмоциональная близость и доверие – три кита родительского авторитета. Родителям необходимо сделать так, чтобы ребенок им доверял, а не боялся. Нельзя задирать планку требований слишком высоко и сравнивать ребенка с другими.
– отсутствие крика, способность регулировать свои эмоциональные состояния, выражать их адекватно;
– уважение потребностей ребенка (но при этом родитель не должен игнорировать свои собственные!);
Наличие интереса к жизни ребенка, его увлечениями. Если какие-то из них кажутся пустяковыми и не стоящими внимания, нужно понять почему они важны для ребенка.
– поддержка родителями друг друга, уважение, признание личности каждого;
Родители должны публично, в присутствии ребенка выделять достоинства друг друга.
– достойные, ценностные образцы поведения, которые обладают однозначно позитивной нравственной оценкой, которым хочется следовать;
Пример родителей должен вдохновлять ребенка следовать ценностям, которые транслируются в его семье.
– активная социальная позиция родителя, заинтересованное отношение к жизни, высокий уровень познавательной активности;
– готовность защищать ребенка и самого себя от ситуаций унижения, неуважения.
– готовность делиться знаниями, которые отвечают запросам ребенка; Терпеливые ответы на сотни детских «почему» и желание искать информацию, когда нет готового ответа. Готовность показывать, как сделать
что-то вместо того, чтобы это запрещать.
– четкое выстраивание границ дозволенного, определение правил и последовательное соблюдение их.
Рекомендованные действия родителей детей дошкольного возраста для поддержания родительского авторитета