Тревожность и страхи дошкольника
13.01.2025
Разбираемся в главном
- Почему возникает тревожность у ребенка?
- Что является причиной страхов у ребенка?
- Какие страхи чаще встречаются в дошкольном возрасте?
- Как избавиться от тревожности у ребенка?
- Как бороться с детскими страхами?
- Какие признаки тревожности у ребенка?
- Опасны ли детские страхи?
Стремительное развитие социума сопровождается ростом числа детей со страхами различного происхождения, повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, слабой психоэмоциональной устойчивостью.
Эти проблемы порождаются и усугубляются такими явлениями, как:
– неудовлетворенная потребность ребенка в отношениях с родителями;
– жесткая формализация родителями воспитательного процесса;
– регресс детской субкультуры;
– ограниченность социализации через игровые формы;
– перенасыщенность информационного пространства контентом, не соответствующим возрасту детей и т.д.
Увеличение проблем у родителей оказывает влияние на увеличение числа страхов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и допустимой психологической помощи всем его участникам.
Страх – это эмоция, которая возникает в ответ на явную и определенную угрозу. Объект угрозы может быть: социально-личностным, связанным с представлениями о себе, потребностями «Я», ценностями, межличностными отношениями, положением в обществе и прочими факторами, вызывающими тревогами. С другой стороны, объект угрозы может быть «витальным», то есть жизненным, угрожающим целостности и существованию человеческого организма, что, естественно, вызывает страх.
Тревожность – это психологическая особенность, которая проявляется в склонности личности переживать сильную тревогу по относительно незначительным поводам. Принято выделять ситуативную тревогу и личностную тревожность.
Ситуативная тревожность – это интенсивные переживания, возникающие по отношению к каким-то событиям. Она может проявляться у разных людей в самых различных ситуациях, при этом в одних она выступает четко, а в других совсем не выражается.
Личностная тревожность – это готовность человека к переживанию страха и волнений по поводу широкого круга субъективно значимых явлений. Данный вид тревожности становится чертой человека, которая формируется и закрепляется еще с раннего детства.
Если личностная тревожность будет закреплена у ребенка в процессе становления его характера, то у него может сформироваться заниженная самооценка, а также негативное восприятие окружающего мира.
Ситуативная тревожность в свою очередь может быть адекватной (то есть возникающей своевременно под воздействием определенных негативных внешних факторов, проходящей при устранении этих факторов) или неадекватной (ситуация, когда негативных факторов уже не существует, но человек так и не выходит из состояния тревожности).
С точки зрения физиологии, собственно тревога проявляется в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности. На психологическом уровне тревога ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувство неопределенности, грозящей неудачи, невозможности принять решение и др. По мере возрастания состояния тревоги, выражающие ее проявления претерпевают ряд закономерных изменений.
Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности. Чрезмерно высокий уровень тревоги вызывает дезорганизацию поведения и деятельности.
Тревога может быть ослаблена произвольно – с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных психотерапевтических приемов, а также непроизвольно – в результате действия защитных механизмов психики.
Тревожность может по-разному проявляться в поведении ребенка – избегание ситуаций, вызывающих тревогу или отрицательные воспоминания, а также изменение привычного режима сна, привычек, количества потребляемой пищи и повышенное двигательное напряжение (постукивание ногой, грызение ногтей, сосание углов одеяла и подушки и т.д.).
Кроме того, тревожность проявляется и эмоционально через возникновение страха, нарушение концентрации и внимания, напряжение или нервозность, ожидание худшего, раздражительность и беспокойство.
В целом же основными факторами возникновения тревожности у детей являются:
1. недостаточная поддержка ребенка и забота о нем со стороны родителей. При этом речь идет не только о неполных или неблагополучных семьях. Дети, воспитываемые в полноценных и благоприятных семьях, также могут испытывать недостаток подобных чувств;
2. завышенные требования к ребенку;
3. неодобрительные и противоречивые запросы, которые предъявляются детям;
4. высокая тревожность родителей;
5. конфликты внутри семьи;
6. авторитарный стиль воспитания.
Детские страхи (в том случае, если их развитие происходит без отклонений) выступают одним из важнейших факторов в регулировании поведения ребенка и в целом положительно влияют на его адаптацию. Каждому возрасту присущи свои страхи, и именно они отражают реальную картину развития самосознания.
Среди реальных страхов дошкольников часто выделяются боязнь воды или огня, угроза нападения (в том числе животных), боязнь высоты и транспортных средств.
Младший дошкольный возраст (в особенности 3-4 года) является периодом возникновения внушенных страхов, которые исходят от родственников (родители, бабушки и дедушки, старшие братья и сестры), воспитателей и других взрослых, авторитет которых для ребенка безусловен. Довольно распространены случаи, когда взрослые пугают детей, совсем не принимая во внимание возможные последствия. Как правило, внушенные страхи характерны для детей, родители которых излишне импульсивны и тревожны.
Ближе к старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) дети начинают сопереживать, пытаются планировать свои действия и предугадывать действия окружающих, что усложняет психологическую структуру детских страхов (возникают страхи социальной природы: оценка своей роли в социуме, представления о своем будущем и т.д.).
В старшем дошкольном возрасте дети впервые в жизни ощущают необратимость смерти и конечность человеческой жизни. Соответственно, страх смерти становится более выраженным, наивный период детской жизни постепенно перетекает в осмысленный. Так как детские страхи и тревожность в дошкольном возрасте являются самой распространенной проблемой, они наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, потому что носят возрастной переходящий характер. Поэтому чем раньше начата работа по профилактике и коррекции детских страхов и тревожности, тем больше вероятность их отсутствия в более старшем возрасте и развития неврозов.