Развод в семье
13.01.2025
Разбираемся в главном
- Как объяснить детям, что развод не означает, что мы перестали их любить?
- Ребенок видит наши ссоры и отчуждение. Какой вред это может принести ребенку?
- После развода ребенок начал часто болеть. Почему так происходит?
- Я хочу запретить детям общаться с супругом / супругой. Правильно ли я поступаю?
- Ребенок напоминает мне супругу / супруга, я сильно раздражаюсь и начинаю срываться на нем. Как это исправить?
- Как уменьшить негативное влияние развода на жизнь детей?
На возникновение нарушений социального и психосоматического характера, детскую невротизацию серьезное влияние оказывает такой фактор как распад семьи.
Если развод для взрослых – это болезненное, малоприятное, порой драматическое переживание, на которое при этом они все же решаются сами, то для ребенка расставание родителей – это нарушение среды обитания. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка – в безопасности, в общении, в любви. Поэтому развод родителей – всегда травма для детей.
Переживания ребенка по поводу развода родителей чаще всего выражаются косвенно, отмечают исследователи. Ребенок может ничего не сказать взрослым, но поссориться со сверстниками, отказаться участвовать в празднике. Дошкольники могут перестать играть как прежде, возникают частые ссоры, обиды, жалобы на то, что с ними никто не играет, возрастает проявление агрессивности в самых разнообразных формах.
По мнению некоторых специалистов, наиболее острые переживания развод вызывает именно у детей дошкольного возраста. Многие дети из распавшихся семей, не желая мириться с реальностью, чаще играют в «дочки[1]матери» и другие игры, где они соединяют себя с папой и мамой. Одно из трех заветных желаний, которые называют дети дошкольного возраста из таких семей, связано с тем, чтобы дети имели папу и маму.
Реакции детей на развод могут принимать самые разные формы: изменение поведения (замкнутость, подавленность или, наоборот, расторможенность, агрессивность), ослабление иммунитета, возникновение различных соматических заболеваний, изменение пищевого поведения, ночные страхи, энурез, энкапрез и другие негативные проявления как с физической, так и с психологической стороны личности.
Дети 2,5-3,5 лет реагируют на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам.
Дети 3,5-4,5 лет обнаруживают повышенную гневливость, агрессивность, переживания чувства утраты, тревожность. Экстраверты делаются замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдается регрессия игровых форм. Для детей этой группы характерно проявление чувства вины за распад семьи.
У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдается усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость.
По мнению ряда исследователей, невротизирующие реакции во многом порождаются, а затем и закрепляются по причине неправильного поведения родителей. Внутренняя дисгармония взрослых в период развода и в послеразводном кризисе накладывают отпечаток на воспитание ребенка.
Не всегда будучи в состоянии контролировать собственные переживания, родители изменяются и в отношении к ребенку: кто-то видит в нем причину распада семьи и, не стесняясь, говорит об этом, кто-то настраивает себя на то, чтобы всецело посвятить себя воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга, или наоборот, радуется их отсутствию.
Несомненно, распад семьи – тяжелое испытание для ребенка. Однако при наличии взаимного доверия в семье, отношений, построенных не только на родительской любви, но и на уважении личности ребенка, обычно формы протеста не принимают асоциальных или вредных для здоровья появлений. Постоянные конфликты в семье оказывают на ребенка более тяжелое воздействие, чем стабильная жизнь с одним из родителей. Нормальными условиями развития ребенка в семье является защита, любовь и забота близких людей, комфортная эмоциональная обстановка. Нарушения в эмоциональной и нравственной сферах ребенка, живущего в конфликтной семье, способны оказать влияние на всю последующую жизнь, приводя к трудностям в общении.
Еще одним фактором, оказывающим влияние на протекание социализации ребенка в семье, является повторный брак одного из родителей. Это событие может неоднозначно повлиять на ребенка: дети могут успешно адаптироваться к новой ситуации, но возможно и существенное ухудшение эмоциональных связей матери и ребенка.
Объективно приход в семью отчима (или мачехи) – фактор положительный. Жизнь семьи становиться богаче в эмоциональном и психологическом, а часто и в материальном плане. Но семья с повторным браком одного из родителей может стать неблагополучной. Ребенок вынужден приспосабливаться к привычкам, поведению, отношению к себе со стороны нового родителя и к своей замужней матери или женатому отцу, которые до этого момента всецело принадлежали ему, а теперь любовь и внимание нужно делить с чужим человеком. При этом у ребенка еще сохраняются достаточно яркие воспоминания о втором родителе.
Таким образом, в условиях повторного брака может произойти ухудшение детско-родительских взаимоотношений, нарушение эмоциональных контактов в семье. В такой ситуации обостряются переживания ребенка. Обеднение и формализация контактов с родителем провоцируют разные формы аффективного поведения детей, глубокие эмоциональные переживания. При этом сам родитель, поглощенный собственным эмоциональным состоянием, может не осознавать природу изменений в ребенке.