Поощрения и наказания в семье

13.01.2025


Наказание – мера воспитательного воздействия, применяемая к ребенку 

за какую-либо вину или проступок, метод торможения негативных 

проявлений ребенка с помощью отрицательной оценки его поведения. 

Поощрение – мера педагогического воздействия, выражающая 

положительную оценку педагогами или родителями поведения и 

деятельности детей и побуждающая их к дальнейшим успехам. 

В процессе развития и социализации ребенок усваивает различные 

правила: как и что правильно делать (рисовать, играть в настольные игры, 

решать познавательные задачи, строить из кубиков, лепить, клеить и 

вырезать из бумаги и др.), как себя вести дома или в общественных местах. И 

взрослые естественным образом реагируют на то, как ребенок справляется с 

выполнением этих правил, – поощряют или наказывают его, способствуя, тем 

самым, усвоению необходимых норм деятельности и поведения. 

От того, насколько адекватной и точной будет реакция взрослых на 

действия ребенка, зависит степень и характер влияния на его развитие. 

Взрослым важно помнить, что сильные эмоциональные реакции (не важно, 

положительные или негативные) лучше сдерживать. Если это сложно 

сделать, то лучше немного отложить свою оценку действий и поступков 

ребенка. 

Методов и форм наказания в арсенале взрослых довольно много. Среди 

них есть такие, которые рекомендуется не применять в отношении 

дошкольников: они не принесут положительного результата. А вот 

последствия для ребенка не только не способствуют его развитию, но и 

приводят к ухудшению отношения к взрослому. У детей часто возникает страх, высокая тревожность, снижается инициативность и активность, не 

развивается самостоятельность. Дети нередко переживают чувство 

унижения, отверженности и нелюбви со стороны родителей. Применение 

подобных видов наказания способствует развитию лживости и 

агрессивности, появлению негативизма и протестных реакций и т.д. 

Неэффективные наказания 

– физические (телесные) наказания; 

– словесное выражение агрессии (порицания, упреки, ворчливость, 

осуждение, прямая и косвенная негативная оценка личности ребенка, 

даже гнев, крик, ярость); 

– ограничение активности ребенка (поставить в «угол», запереть в 

комнате, посадить на стульчик и не разрешить вставать, лишить 

прогулки, запретить играть и т.п.); 

– лишение родительской любви («Я тебя больше не люблю», «Ты мне 

не нужен» и т.п.); 

– принуждение к действию (взрослый любыми способами заставляет 

ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом 

причин и не обосновывая необходимости совершения этого 

действия). 

Эффективные наказания 

Но есть такие виды наказания, которые эффективны и при правильном 

применении взрослыми могут способствовать освоению ребенком 

необходимых правил поведения и выполнения деятельности. Необходимо 

четко (но не слишком эмоционально) демонстрировать ребенку, что 

наказание связано только с невыполнением или нарушением правил: 

– лишение благ и привилегий (материальных благ, сладкого, просмотра Хочу такой сайт

передач, привлекательных занятий, отказ в покупке игрушек, 

интересной поездке). 

Важно! Действенность этого вида наказания определяется степенью 

значимости для ребенка того блага или той привилегии, которой он 

лишается. 

– внушение чувства вины (формирование у ребенка представления о 

том, что он совершил недостойный в моральном отношении 

поступок); 

– наказание естественными последствиями (в случае причинения 

ущерба ребенок обязан сам исправить: разлил – убрал, получил 

двойку – исправил, разорвал что-то – сам зашил и т.п.); 

– отложенный конфликт (предполагает наличие паузы между 

проступком ребенка и ответной реакцией взрослого); 

логическое объяснение и обоснование (ориентировка ребенка в 

последствиях его поступка для окружающих людей или действия для 

достижения результата); 

– блокирование нежелательного действия (прерывание действия 

ребенка) применяется в ситуациях, когда поведение ребенка 

представляет угрозу для него самого, окружающих людей, 

сохранности материальных или духовных ценностей. 

Поощрения 

Благополучное развитие ребенка, его социализацию невозможно строить 

только на наказаниях. Больше, чем наказаний, в воспитании ребенка должно 

быть поощрений. Их не бывает слишком много, но, как и наказания, их 

необходимо использовать эффективно. К сожалению, репертуар поощрений 

значительно меньше: 

– похвала должна быть продуктивной и адекватно отражать успехи и 

достижения ребенка. Она способствует формированию у ребенка 

системы критериев оценки собственных действий и поступков; 

– ласка (эмоциональное положительное отношение, которое взрослый 

выражает действием или словами в отношении ребенка); 

– материальное поощрение (подарки, награды); 

– совместная деятельность (совместная игра с ребенком, 

предложение принять участие в привлекательном занятии вместе с 

взрослым и др.). 

 Важно! Ласку, материальное поощрение и совместную деятельность 

нельзя связывать жестко и только с успехами и достижениями ребенка. 

Есть еще один вид поощрения, но желательно, чтобы оно выступало как 

оценка самостоятельности и взросления ребенка, признание достаточного 

уровня компетентности, а не «награда» за конкретное действие или поступок. 

Это – разрешение активности ребенка (расширение его прав и возможности 

действия). 

Поощрения могут оказывать ощутимое положительное влияние на 

развитие личности ребенка. Для этого взрослым необходимо сделать их 

собственным правилом воспитательной системы: поощрение не только 

связывается с конкретным поступком или действием, но и мотивирует 

ребенка к проявлению инициативности, самостоятельности, творчеству, 

создает атмосферу принятия ребенка и подтверждения его значимости и 

самоценности как личности. 

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».