Поощрения и наказания в семье
13.01.2025
Наказание – мера воспитательного воздействия, применяемая к ребенку
за какую-либо вину или проступок, метод торможения негативных
проявлений ребенка с помощью отрицательной оценки его поведения.
Поощрение – мера педагогического воздействия, выражающая
положительную оценку педагогами или родителями поведения и
деятельности детей и побуждающая их к дальнейшим успехам.
В процессе развития и социализации ребенок усваивает различные
правила: как и что правильно делать (рисовать, играть в настольные игры,
решать познавательные задачи, строить из кубиков, лепить, клеить и
вырезать из бумаги и др.), как себя вести дома или в общественных местах. И
взрослые естественным образом реагируют на то, как ребенок справляется с
выполнением этих правил, – поощряют или наказывают его, способствуя, тем
самым, усвоению необходимых норм деятельности и поведения.
От того, насколько адекватной и точной будет реакция взрослых на
действия ребенка, зависит степень и характер влияния на его развитие.
Взрослым важно помнить, что сильные эмоциональные реакции (не важно,
положительные или негативные) лучше сдерживать. Если это сложно
сделать, то лучше немного отложить свою оценку действий и поступков
ребенка.
Методов и форм наказания в арсенале взрослых довольно много. Среди
них есть такие, которые рекомендуется не применять в отношении
дошкольников: они не принесут положительного результата. А вот
последствия для ребенка не только не способствуют его развитию, но и
приводят к ухудшению отношения к взрослому. У детей часто возникает страх, высокая тревожность, снижается инициативность и активность, не
развивается самостоятельность. Дети нередко переживают чувство
унижения, отверженности и нелюбви со стороны родителей. Применение
подобных видов наказания способствует развитию лживости и
агрессивности, появлению негативизма и протестных реакций и т.д.
Неэффективные наказания
– физические (телесные) наказания;
– словесное выражение агрессии (порицания, упреки, ворчливость,
осуждение, прямая и косвенная негативная оценка личности ребенка,
даже гнев, крик, ярость);
– ограничение активности ребенка (поставить в «угол», запереть в
комнате, посадить на стульчик и не разрешить вставать, лишить
прогулки, запретить играть и т.п.);
– лишение родительской любви («Я тебя больше не люблю», «Ты мне
не нужен» и т.п.);
– принуждение к действию (взрослый любыми способами заставляет
ребенка совершить желаемое действие, не объясняя при этом
причин и не обосновывая необходимости совершения этого
действия).
Эффективные наказания
Но есть такие виды наказания, которые эффективны и при правильном
применении взрослыми могут способствовать освоению ребенком
необходимых правил поведения и выполнения деятельности. Необходимо
четко (но не слишком эмоционально) демонстрировать ребенку, что
наказание связано только с невыполнением или нарушением правил:
– лишение благ и привилегий (материальных благ, сладкого, просмотра
передач, привлекательных занятий, отказ в покупке игрушек,
интересной поездке).
Важно! Действенность этого вида наказания определяется степенью
значимости для ребенка того блага или той привилегии, которой он
лишается.
– внушение чувства вины (формирование у ребенка представления о
том, что он совершил недостойный в моральном отношении
поступок);
– наказание естественными последствиями (в случае причинения
ущерба ребенок обязан сам исправить: разлил – убрал, получил
двойку – исправил, разорвал что-то – сам зашил и т.п.);
– отложенный конфликт (предполагает наличие паузы между
проступком ребенка и ответной реакцией взрослого);
логическое объяснение и обоснование (ориентировка ребенка в
последствиях его поступка для окружающих людей или действия для
достижения результата);
– блокирование нежелательного действия (прерывание действия
ребенка) применяется в ситуациях, когда поведение ребенка
представляет угрозу для него самого, окружающих людей,
сохранности материальных или духовных ценностей.
Поощрения
Благополучное развитие ребенка, его социализацию невозможно строить
только на наказаниях. Больше, чем наказаний, в воспитании ребенка должно
быть поощрений. Их не бывает слишком много, но, как и наказания, их
необходимо использовать эффективно. К сожалению, репертуар поощрений
значительно меньше:
– похвала должна быть продуктивной и адекватно отражать успехи и
достижения ребенка. Она способствует формированию у ребенка
системы критериев оценки собственных действий и поступков;
– ласка (эмоциональное положительное отношение, которое взрослый
выражает действием или словами в отношении ребенка);
– материальное поощрение (подарки, награды);
– совместная деятельность (совместная игра с ребенком,
предложение принять участие в привлекательном занятии вместе с
взрослым и др.).
Важно! Ласку, материальное поощрение и совместную деятельность
нельзя связывать жестко и только с успехами и достижениями ребенка.
Есть еще один вид поощрения, но желательно, чтобы оно выступало как
оценка самостоятельности и взросления ребенка, признание достаточного
уровня компетентности, а не «награда» за конкретное действие или поступок.
Это – разрешение активности ребенка (расширение его прав и возможности
действия).
Поощрения могут оказывать ощутимое положительное влияние на
развитие личности ребенка. Для этого взрослым необходимо сделать их
собственным правилом воспитательной системы: поощрение не только
связывается с конкретным поступком или действием, но и мотивирует
ребенка к проявлению инициативности, самостоятельности, творчеству,
создает атмосферу принятия ребенка и подтверждения его значимости и
самоценности как личности.