Дедушки и бабушки в жизни ребенка
13.01.2025
Основные понятия
Поколение – общность людей, которые объединены границами возраста
и общими условиями становления в конкретный период истории.
Прародители – общее название для бабушек и дедушек.
Предшествующее поколение традиционно называют прародителями.
Многопоколенная семья – семья, в которой совместно проживает
несколько поколений (например, прародители, родители, дети).
Ключевое воздействие на становление личности детей могут оказывать
не только родители, а также бабушки и дедушки – старшее поколение. Они
активно принимают участие в обучении и воспитании своих внуков,
проводят с ними свободное время, занимаются их досугом, оказывают
положительное влияние на их социализацию, транслируя семейные ценности
значимые для общества, являются живыми примерами истории.
Роль прародителя в воспитании детей дошкольного возраста в семье
принципиально важна, но в современных реалиях часто снижена в силу
разных причин: все большего стремления семей проживать на отдельной
жилплощади, стремительного роста сферы услуг дополнительного
образования дошкольников, которая берет на себя досуг, развитие и
образование детей. При этом участие прародителей в воспитании ребенка
несет в себе большое количество позитивных моментов.
Рассказы прародителей о событиях и опыте прошлого служат
проводниками для ребенка в понимании различий условий жизни каждого
поколения. Тесный контакт ребенка с бабушками и дедушками эмоционально обогащает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает
преемственность между поколениями.
Взаимоотношения старшего поколения и внуков часто бывает менее
конфликтным, чем взаимоотношения родителей и детей. Имея уже прожитый
и осмысленный опыт воспитания, прародители готовы транслировать его на
воспитание внуков. Прародители охотно применяют в воспитании народную
педагогики, формируют у внуков нравственные основы личности через
народные сказки, колыбельные, пословицы и поговорки.
Часто родителям, особенно молодым, в силу профессиональной
занятости и общего быстрого ритма жизни не хватает времени на общение с
детьми. Также отсутствие опыта воспитания может способствовать
допущению различных ошибок в воспитании детей. Частично эти сложности
перекрываются общением прародителей и внуков. Бабушки и дедушки
относятся к внукам иногда даже внимательнее, чем родители. Они имеют
возможность дать детям то постоянное внимание, в котором те часто
нуждаются, организовать досуг детей, выслушать их. Поэтому для многих
родителей помощь старшего поколения становится незаменимой.
В процесс воспитания внуков охотно включаются не только бабушки, но
и дедушки. В то время, когда их дети были маленькими, отцы, как правило,
много времени проводили на работе, полагаясь в воспитании на мать
ребенка. Теперь же они осознают свои возможности и потребности и могут
их реализовать на внуках.
Общение внуков с прародителями является необходимым для обоих
поколений. Общение с внуками и участие в их воспитании помогает
поддерживать положительное эмоциональное состояние у старшего
поколения, ощущать свою нужность и значимость.
Родители рассчитывают на старшее поколение семьи в решении
вопросов закаливания, реабилитации после болезни, профилактики
заболеваний, питания, формирования гигиенических привычек, организации
сна, прогулок и игр на свежем воздухе. Значимым для родителей является и
влияние старшего поколения на познавательно-речевое развитие ребенка
(знакомство с историей, чтение книг, обучение чтению и математике,
рассказы о своем детстве, истории страны, о своих личных достижениях).
Однако участие прародителей в жизни семьи может быть осложнено
скрытым или явным соперничеством в воспитании детей. Как родители, так и
старшее поколение семьи внимательно присматриваются к выполнению
воспитательной роли друг друга, с определенной долей субъективизма
оценивают вклад каждого в воспитание, корректируя воздействие на ребенка
других участников семейного коллектива. Подобная ситуация расшатывает прочность института семьи и оказывает отрицательное влияние на
воспитанность детей. В такой ситуации дети могут быть свидетелями
конфликтов, находиться в эмоционально неблагополучной атмосфере,
учиться подстраиваться и манипулировать взрослыми.
Недопонимание между родителями и прародителями в первую очередь
отражается на детях. Родители отрицательно относятся и стремятся с разной
степенью деликатности оградить детей от излишней строгости бабушек и
дедушек, авторитарности, несправедливых замечаний и требований, а также
от гиперопеки, подавления самостоятельности, заступничества, снятия
любых запретов, подчинения прихотям ребенка. Вызывает неприятие
родителями и вседозволенность, попустительство, чрезмерное баловство,
которое допускают бабушки в общении с ребенком. Поэтому так важно,
чтобы родители и прародители понимали роль каждого в воспитании детей,
умели строить диалог, договариваться между собой, искать компромиссы в
стилях воспитания и воспитательном воздействии на детей.