Отношения братьев и сестер в семье
13.01.2025
Основные понятия.
Сиблинги – дети одной семьи (братья и сестры).
Соперничество – борьба с кем-либо в стремлении добиться той же цели
и быть равного достоинства и равных результатов.
Зависть – чувство досады, вызванное успехом и благополучием другого.
Проблема взаимодействия детей в семье имеет древние корни и описана
множество раз со времен первого библейского конфликта. Предметом
соперничества детей между собой в семье является родительская любовь,
родительское внимание и совместное время. Важно помнить, что дети
пришли в семью не одновременно, да еще и обладают разными характером,
темпераментом, особенностями развития.
Переживая появление сиблинга, старший ребенок часто начинает борьбу
со своим братом или сестрой, стараясь превзойти его и вернуть родительское
одобрение и любовь полностью. Желание в чем-то превзойти других – одна
из распространенных реакций ребенка на окружение. Соперничество, по
сути, может отражать попытку ребенка найти замену любви.
Конкурентные отношения между детьми в одной семье, как правило
имеют прямое или косвенное поощрение со стороны родителей. Одним из
механизмов такой поддержки является повышенное внимание и любовь
родителей к ребенку, преимущественно в качестве награды за какие-либо
достижения. Например, когда ребенок хорошо учится в школе или слушается
старших.
Соперничество между детьми особенно взвинчивается, если родители
начинают сравнивать своих детей. Вот три наиболее болезненные для детей
сферы сравнения: внешность, умственные способности, физические данные.
Во-первых, дети становятся чрезвычайно чувствительными, когда дело
касается их физических данных. Ощущение своей привлекательности является одним из первых и базовых компонентов самооценки для
дошкольников.
Во-вторых, дети также чувствительны к вопросу об умственных
способностях. Нередко можно услышать такое высказывание: «Наш старший
гораздо лучше учится, чем младший» или «Саша опять получил пятерку,
бери с него пример!». В такой ситуации ребенок, которому все время ставят в
пример его брата или сестру, неизбежно начнет испытывать исключительно
негативные эмоции в адрес сиблинга.
В-третьих, в дошкольном возрасте, особенно между мальчиками,
существует соперничество в связи с физическими данными: ловкостью,
скоростью, силой.
Еще одной причиной возникновения соперничества может быть
ситуация, когда родители выделяют одного ребенка по каким-то
особенностям. Они могут считать его более талантливым и проводить с ним
больше времени, больше обращать внимание на конкретные аспекты заботы,
например, питание. Пристрастное отношение может формироваться и к
больному ребенку, ребенку с особыми потребностями, на основании возраста
или других отличий. Второй ребенок при этом чувствует себя не нужным.
Эффективные средства преодоления сиблинговой конкуренции и
конфликтности
1. Уделять достаточное количество внимания каждому из детей в
соответствии с его возрастом и индивидуальными потребностями.
Количество и качество внимания должны определяться именно
потребностями конкретного ребенка, а не стремлением добиться
абсолютного равенства. Одному ребенку важно почитать книгу, а другому –
устроить возню.
2. Не сравнивать детей между собой. И в целом не ставить любовь в
зависимость от достижений детей.
3. Организовывать реальную совместную деятельности для всей
семьи и для сиблингов, где вклад каждого ребенка будет важен.
4. Не стараться примирять детей и выступать как третейский судья,
так как практически невозможно разобраться в первопричинах. Родителям
важно не бежать спасать младшего ребенка, так как младшие дети на правах
более слабых ждут, что родители примут их сторону и не колеблясь
вступают в конфликт со старшим, начиная сразу громко кричать или плакать.
5. Дать право выражать свои чувства социально приемлемым
способом.
6. Понимать, что конфликт между детьми – это тоже способ
привлечения внимания, пусть и негативного. Ради родительского внимания
дети готовы пойти на многое.
7. Вводить универсальные правила взаимоотношений в семье, где
агрессия, например, не позволяется никому, ни взрослым, ни детям.
8. Укреплять детскую подсистему в семье, предъявляя ожидания
или требования, которые относятся ко всем детям. Даже если дети в какой-то
момент объединяться против родителей это будет фактором сплоченности.
9. Организовывать жизнь и развитие каждого из детей в семье в
соответствии с его индивидуальными особенностями, не повторяя путь
старшего ребенка, пусть даже и успешный. Дети интуитивно стремятся
занять разные ниши в семье: один – интеллектуал, другой – спортсмен,
третий увлечен творчеством. Таким образом дети меньше конкурируют друг
с другом.
10. Поддерживать права собственности и территориальные права
старшего ребенка. Если его позиции защищены, старший ребенок чувствует
себя уверенно и с высоты авторитета готов уступать, делиться и заботиться о
младшем. Если интересы старшего ребенка систематически ущемляются, то
о внимании к младшему ребенку речь не идет.