Отношения братьев и сестер в семье

13.01.2025

Основные понятия.

Сиблинги – дети одной семьи (братья и сестры). 

Соперничество – борьба с кем-либо в стремлении добиться той же цели 

и быть равного достоинства и равных результатов. 

Зависть – чувство досады, вызванное успехом и благополучием другого. 

Проблема взаимодействия детей в семье имеет древние корни и описана 

множество раз со времен первого библейского конфликта. Предметом 

соперничества детей между собой в семье является родительская любовь, 

родительское внимание и совместное время. Важно помнить, что дети 

пришли в семью не одновременно, да еще и обладают разными характером, 

темпераментом, особенностями развития. 

Переживая появление сиблинга, старший ребенок часто начинает борьбу 

со своим братом или сестрой, стараясь превзойти его и вернуть родительское 

одобрение и любовь полностью. Желание в чем-то превзойти других – одна 

из распространенных реакций ребенка на окружение. Соперничество, по 

сути, может отражать попытку ребенка найти замену любви. 

Конкурентные отношения между детьми в одной семье, как правило 

имеют прямое или косвенное поощрение со стороны родителей. Одним из 

механизмов такой поддержки является повышенное внимание и любовь 

родителей к ребенку, преимущественно в качестве награды за какие-либо 

достижения. Например, когда ребенок хорошо учится в школе или слушается 

старших. 

Соперничество между детьми особенно взвинчивается, если родители 

начинают сравнивать своих детей. Вот три наиболее болезненные для детей 

сферы сравнения: внешность, умственные способности, физические данные. 

Во-первых, дети становятся чрезвычайно чувствительными, когда дело 

касается их физических данных. Ощущение своей привлекательности является одним из первых и базовых компонентов самооценки для 

дошкольников. 

Во-вторых, дети также чувствительны к вопросу об умственных 

способностях. Нередко можно услышать такое высказывание: «Наш старший 

гораздо лучше учится, чем младший» или «Саша опять получил пятерку, 

бери с него пример!». В такой ситуации ребенок, которому все время ставят в 

пример его брата или сестру, неизбежно начнет испытывать исключительно 

негативные эмоции в адрес сиблинга. 

В-третьих, в дошкольном возрасте, особенно между мальчиками, 

существует соперничество в связи с физическими данными: ловкостью, 

скоростью, силой. 

Еще одной причиной возникновения соперничества может быть 

ситуация, когда родители выделяют одного ребенка по каким-то 

особенностям. Они могут считать его более талантливым и проводить с ним 

больше времени, больше обращать внимание на конкретные аспекты заботы, Хочу такой сайт

например, питание. Пристрастное отношение может формироваться и к 

больному ребенку, ребенку с особыми потребностями, на основании возраста 

или других отличий. Второй ребенок при этом чувствует себя не нужным. 

Эффективные средства преодоления сиблинговой конкуренции и 

конфликтности 

1. Уделять достаточное количество внимания каждому из детей в 

соответствии с его возрастом и индивидуальными потребностями. 

Количество и качество внимания должны определяться именно 

потребностями конкретного ребенка, а не стремлением добиться 

абсолютного равенства. Одному ребенку важно почитать книгу, а другому – 

устроить возню. 

2. Не сравнивать детей между собой. И в целом не ставить любовь в 

зависимость от достижений детей. 

3. Организовывать реальную совместную деятельности для всей 

семьи и для сиблингов, где вклад каждого ребенка будет важен. 

4. Не стараться примирять детей и выступать как третейский судья, 

так как практически невозможно разобраться в первопричинах. Родителям 

важно не бежать спасать младшего ребенка, так как младшие дети на правах 

более слабых ждут, что родители примут их сторону и не колеблясь 

вступают в конфликт со старшим, начиная сразу громко кричать или плакать. 

5. Дать право выражать свои чувства социально приемлемым 

способом. 

6. Понимать, что конфликт между детьми – это тоже способ 

привлечения внимания, пусть и негативного. Ради родительского внимания 

дети готовы пойти на многое. 

7. Вводить универсальные правила взаимоотношений в семье, где 

агрессия, например, не позволяется никому, ни взрослым, ни детям. 

8. Укреплять детскую подсистему в семье, предъявляя ожидания 

или требования, которые относятся ко всем детям. Даже если дети в какой-то 

момент объединяться против родителей это будет фактором сплоченности. 

9. Организовывать жизнь и развитие каждого из детей в семье в 

соответствии с его индивидуальными особенностями, не повторяя путь 

старшего ребенка, пусть даже и успешный. Дети интуитивно стремятся 

занять разные ниши в семье: один – интеллектуал, другой – спортсмен, 

третий увлечен творчеством. Таким образом дети меньше конкурируют друг 

с другом. 

10. Поддерживать права собственности и территориальные права 

старшего ребенка. Если его позиции защищены, старший ребенок чувствует 

себя уверенно и с высоты авторитета готов уступать, делиться и заботиться о 

младшем. Если интересы старшего ребенка систематически ущемляются, то 

о внимании к младшему ребенку речь не идет. 

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».