Порядок сбора информации о развитии ребенка МБДОУ с. Восточное

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Восточное
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
ПРИНЯТО:
на заседании педагогического совета
Протокол № 4
от «24» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Приказом заведующего
№ 34-О
от «24» августа 2022 г.

Порядок (регламент) сбора, обработки и анализа
информации о развитии ребенка с привлечением для
сбора информации заинтересованных сторон
1. Общие положения.
1.1. Настоящий Порядок (регламент) сбора, обработки и анализа информации о развитии
ребенка с привлечением для сбора информации заинтересованных сторон (далее - Порядок)
разработан для МБДОУ с. Восточное (далее - ДОУ) в соответствии с Федеральным законом
№ 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 25 июля
2022 года, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.10.2013 № 1155); Приказом Министерства просвещения РФ «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным образовательным программам дошкольного образования» от 31.07.2020г. № 373;
Уставом ДОУ, основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ
с. Восточное (далее - ООП).
1.2. Данный Порядок представляет собой систему сбора, обработки, анализа и
накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и
своевременную
корректировку
образовательного
процесса,
систему
оценки
индивидуального развития каждого ребенка.
1.3. Порядок распространяется на деятельность всех педагогических работников ДОУ,
осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми
договорами.
1.4. Данный Порядок предполагает сбор, обработку и анализ информации о развитии
ребенка с привлечением заинтересованных сторон (родителей воспитанников/законных
представителей, сотрудников детского сада).
2. Основные понятия, цели, задачи и принципы системы оценки индивидуального
развития ребенка.
2.1.Оценка индивидуального развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО
осуществляется:
1) по динамике освоения ребенком содержания пяти образовательных областей (оценка
социально-коммуникативного,
познавательного,
речевого,
художественно-

эстетического и физического развития);
2) по уровню проявления инициативы в детских видах деятельности;
3) через анализ степени вовлеченности заинтересованных сторон (коллектива и
родителей).
Целью данного мониторинга является сбор, обобщение, анализ информации о состоянии
системы образования ДОУ и основных показателях ее функционирования для определения
тенденций развития детского сада, принятия обоснованных управленческих решений по
достижению качественного образования.
2.2. Ключевыми понятиями при оценке индивидуального развития детей являются не
знания, умения и навыки в конкретных предметных областях, а понимание того, что
важнейшим аспектом в развитии дошкольника является такое явление, как инициативность.
Наблюдая за тем, как ребенок проявляет инициативность в деятельности, можно говорить
о нормальном, опережающем или запаздывающем развитии.
2.3. Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения ООП
ДО включает инструментарий, который предлагает оценку развития детей по пяти
образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО. Основой инструментария являются
«Карты развития», позволяющие педагогам оперативно фиксировать, интерпретировать и
использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного
процесса.
2.4. Основные принципы системы оценки индивидуального развития детей является:
комплектность;
непрерывность;
диагностичность (наличие карт диагностики с критериями оценки);
уровневость;
доступность результатов по запросу для родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщение
информации (диаграммы/карты развития) для различных групп потребителей
(педагогический совет, ППк ДОУ).
3. Организация и порядок проведения сбора, обработки и анализа информации о
развитии ребенка.
3.1. Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется в течение всего времени
пребывания ребенка в ДОУ, фиксируется 2 раза в год - через месяц пребывания в ДОУ (в
том числе после летних каникул), апрель/май. А также в случаях обращения родителей
(законных представителей) ребенка.
3.2. Результаты оценки индивидуального развития ребенка заполняются воспитателями
возрастной группы, инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем
в единую форму и предоставляются старшему воспитателю в виде отчета развития детей
возрастной группы. В конце учебного года проводится сравнительный анализ
результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для
планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий
учебный год.
3.3. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:
старший воспитатель обеспечивает условия объективного проведения оценки
индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок):

разрабатывает и предоставляет карты критериев оценки, консультирует педагогов,
испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики;
- педагоги ДОУ проводят оценку индивидуального развития воспитанников,
анализируют результаты, формируют причины успехов или неудач, намечают пути
коррекции (строят индивидуальный образовательный маршрут при необходимости).
3.4. Формой отчета проведения сбора и обработки информации является аналитическая
справка, которая предоставляется не позднее семи дней с момента завершения
мониторинга.
3.5. Данные, полученные в результате мониторинговых исследований, отражаются в
анализе выполнения годового плана, отчете о результатах самообследования и других
отчетных документах детского сада.
3.6. По итогам мониторинга проводятся заседания педагогического совета,
административные и педагогические совещания.
По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам
мониторинга, определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с
нормативными показателями, определяются проблемы, пути их решения и приоритетные
задачи дошкольного образовательного учреждения для реализации в новом учебном году.
4. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка.
4.1. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения, беседы,
анализ продуктов детской деятельности, специальные педагогические ситуации,
организуемые педагогами.
4.2. В приложении к ООП ДО содержатся подробное описание педагогической
диагностики с приложением инструментария, которым пользуется педагогический
коллектив при проведении диагностики (критерии, показатели, индикаторы, таблицы и
т.д.). Разработаны бланки, таблицы, сводные ведомости, т.е. те документы, в которых
фиксируются результаты наблюдения (как ежедневные, так и итоговые).
4.3. Инструментарий диагностики должен быть надёжным и валидным. В ДОУ
используются:
4.3.1. карта освоения ребенком содержания образовательных областей, разработана
4.3.2. универсальная унифицированная карта развития ребенка (разработана Н.А.
Коротковой).
4.4. На уровне сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка
предусмотрены следующие решения, т.е. применяются электронные таблицы,
унифицированные карты с автоматическим подсчетом результатов, построением графиков,
диаграмм и т.д.
4.5. Информация, выявленная в ходе диагностики и анализа ее результатов должна
применяться педагогами для планирования и корректировки образовательных задач, а
также для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.
5. Порядок сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка с
привлечением заинтересованных сторон на основе показателей качества для групп
ДОО.
5.1. С целью формирования механизма единой системы сбора, обработки и анализа
информации о развитии ребенка, о состоянии системы образования ДОУ предусмотрено

вовлечение заинтересованных сторон (родителей воспитанников). Информация,
поступившая от родителей об индивидуальном развитии каждого ребенка, позволит
обеспечить комфортные условия для проведения педагогического мониторинга и получить
достоверные данные.
5.2. Вовлечение родителей обеспечит системную работу по изучению развития
воспитанников, выявлению их индивидуальных потребностей и возможностей, интересов
и инициатив, а также потребностей родителей.
5.3. Для достижения первого уровня по показателям качества достаточно ограничиться
сбором внешней информации о развитии ребёнка (Приложение № 1), который
предусмотрен Правилами приема на обучение. Родители на этом уровне могут
предоставить медицинское заключение (где указана информация о физическом развитии и
здоровье ребенка), а также заключение ТПМПК.
5.4. Для достижения качества второго уровня необходимо, чтобы контекстная
информация о развитии ребенка в семье, о его интересах и индивидуальных особенностях
собиралась с участием родителей (Приложение № 2). Для этого необходимы анкеты,
опросники в группах и т.д., которые направлены как раз на выявление более конкретной
информации о ребенке, которой могут воспользоваться воспитатели в целях развития
качеств личности воспитанников, индивидуализации образования. Данные анкеты, бланки,
опросники должны быть заполнены, а педагоги в ходе опроса должны показать, где и как
используют эту информацию.
5.5. На третьем уровне необходимо, чтобы результаты развития воспитанников
регулярно обсуждались с их родителями для углубления понимания процессов развития.
Обсуждение может происходить индивидуально с родителями детей, на собрании, если
результаты наблюдения показывают общие тенденции по группе, либо в ходе заседания
ППк, если результаты наблюдения говорят о необходимости разработки индивидуального
образовательного маршрута. Также можно обсуждать с родителями результаты через
изучение материалов детских портфолио, стендов «Я умею! Я могу!» и т.д. Кроме того, на
этом же уровне качества предполагается, что в старших и подготовительных группах
результаты наблюдения, достижения детей обсуждаются с воспитанниками группы.
Отражение этого обсуждения можно найти в продуктах деятельности по
результатам организации образовательной деятельности в режимных моментах.
5.6. На четвертом уровне качества необходимо, чтобы педагоги вели дневники
наблюдений за ребенком, родители участвовали в сборе необходимой информации о
развитии ребенка с целью совершенствования образовательной деятельности ДОУ. Напр.,
родители ведут листы наблюдений за развитием ребенка.
5.7. На пятом уровне в ДОУ реализуется Политика изучения детского развития
воспитанников ДОО, нацеленная на углубление понимания происходящих
психофизиологических процессов развития, а также сферы интересов и инициативы
воспитанников.
6. Документация и хранение информации.
6.1. Диагностический материал, карты развития хранятся у воспитателей и
специалистов ДОУ. Обновляется по мере необходимости.
6.2. Результаты общей диагностики освоения детьми программных требований, уровня
развития детей заносятся в сводную таблицу и хранятся у старшего воспитателя.

6.3. Карты развития воспитанников ДОУ по результатам мониторинга и хранятся в
группе.
6.4.
Порядок хранения в архивах информации о результатах на бумажных и (или)
электронных носителях регламентируется следующими документами:
законом от 27.07 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»;
законом от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных
технологиях и защите информации».
6.5.
ДОУ обязан обеспечить хранение сводных листов мониторинга по возрастным
группам на бумажных носителях до 5 лет.
7. Заключительные положения.
7.1. Настоящий Порядок сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка с
привлечением для сбора информации заинтересованных сторон является локальным
нормативным актом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего
дошкольным образовательным учреждением.
7.2.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящий Порядок, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
7.3. Данный Порядок принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Порядка/Регламента.
7.4.
После принятия Порядка (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

Приложение № 1.
Анкета для родителей (при поступлении ребенка в ДОО)
Уважаемые родители! Ваш ребенок поступает в ДОУ.
Для организации эффективной работы с ним предлагаем ответить на
вопросыанкеты об особенностях развития вашего ребенка.

1. Ф.И.О. ребёнка ___________________________________________________
2. Дата рождения ребенка ____________________________________________
3. Относится ли Ваш ребенок к категории «дети-инвалиды?» да/нет
4. Если на предыдущий вопросы Вы ответили «да», укажите условия,
необходимые
Для Вашего ребенка (указанные в ИПР) ______________________________
5. Относится ли Ваш ребенка к категории «дети с ОВЗ»? да/нет
6. Если на предыдущий вопрос Вы ответили «да», укажите дату заключения
ПМПК

и

наименование

адаптированной

образовательной

программы,

рекомендованной Вашему ребенку
7. Есть ли у Вашего ребенка пищевая аллергия? да/нет
8. Если на предыдущий вопрос Вы ответили «да», укажите продукты, являющиеся
аллергенами для Вашего ребенка ____________________________________
9. Посещал ли Ваш ребенок ранее другую дошкольную образовательную
организацию (частную или муниципальную)? да/нет
10. Находился ли Ваш ребенок в контакте с инфекцией в течение последних 21
дней?
11. Какие заболевания перенес Ваш ребенок?

Приложение № 2.
Примерные вопросы

для составления анкеты для родителей о развитии ребенка
- Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?
- Как засыпает?
- Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
- Какие навыки самообслуживания у ребенка развиты максимально (используются
ребенком свободно)?
- Какие навыки самообслуживания у ребенка развиты неустойчиво (ребенок нуждается
в помощи взрослого)?
- Какие навыки самообслуживания у ребенка находятся на начальной стадии развития?
- Какие навыки самообслуживания у ребенка отсутствуют?
- Умеет ли ребенок играть сам?
- С желанием ли играет с другими детьми?
- Делится ли своими игрушками?
- Каковы любимые занятие дома?
- С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании?
- Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
- Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки, навязчивые движения?
- Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
- Проявляет ли интерес к действиям взрослых?
- Легко ли идет на контакт со взрослыми?
- Легко ли идет на контакт с детьми?
- Усидчив, внимателен, активен ли Ваш ребенок? Есть ли опыт разлуки с близкими?
- Есть ли эмоциональная привязанность к кому-либо из взрослых?
Какие индивидуальные особенности вашего ребенка необходимо учитывать
воспитателям? (повышенную подвижность; стеснительность; обидчивость; упрямство;
двуязычие; другое...).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».