Должностные инструкции

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Восточное
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель ПК МКДОУ с. Восточное
______________ /О.А.Викулова/
«____» ________________ 20___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ с. Восточное
______________ /И.М.Ялмаева/
«____» ________________ 20___ г.

Должностная инструкция учителя логопеда в ДОУ
_______________
фамилия имя отчество

Документ составлен с учетом нормативных правовых актов,
действующих на 2021 год:
- Профессиональные стандарты, утвержденные приказом Минтруда и
Соцзащиты РФ.
- ФГОС дошкольного образования, утвержденные Приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г. № 1155.
- Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года.
- Трудовой кодекс РФ.
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи".
- СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания".
1. Общие положения
1.1. Данная должностная инструкция учителя-логопеда ДОУ разработана в
соответствии с Профстандартом "01.001 Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального, основного и среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)", утвержденного приказом Минтруда и
Соцзащиты РФ № 544н от 18 октября 2013 г.; с учетом проекта Приказа
Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении
профессионального
стандарта "Педагог-дефектолог
(учитель-логопед,
сурдопедагог,
олигофренопедагог,
тифлопедагог)",
подготовленного
Минтрудом России 15 сентября 2016 г.; с учетом ФГОС дошкольного
образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17 октября
2013 г. №1155; Федерального Закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об
образовании в Российской Федерации»; Трудовым кодексом Российской
Федерации и другими нормативными актами, регулирующими трудовые
отношения между работником и работодателем.
1.2. На должность учителя-логопеда назначается лицо, имеющее высшее
образование с уровнем специалитет или магистратура в области дефектологии
или высшее образование с уровнем специалитет или магистратура и
профессиональной переподготовкой в области логопедии без предъявления
требований к стажу работы.
1.3. Особыми условиями допуска к работе являются:

прохождение обязательных предварительных (при поступлении на
работу) и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных
медицинских осмотров в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
• наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских
обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках,
перенесенных
инфекционных
заболеваниях,
о
прохождении
профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к
работе;
• отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере
образования, воспитания, развития несовершеннолетних, установленных
статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.4. Учитель-логопед относится к категории специалистов, назначается и
освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном
законодательством РФ.
1.5. Учитель-логопед непосредственно подчиняется заведующему
дошкольным образовательным учреждением.
1.6. Учитель-логопед ДОУ должен знать:
•
законодательство о правах ребенка, о правах инвалидов;
•
законы и иные нормативно правовые акты, регламентирующие
образовательную деятельность;
•
Федеральные государственные образовательные стандарты;
•
требования к адаптированным основным общеобразовательным
программам, адаптированным образовательным программам;
•
требования к безопасности образовательной среды для воспитанников с
нарушениями речи;
•
теории, закономерности, принципы построения и функционирования
систем образования лиц с нарушениями речи, современные тенденции
развития образования лиц с нарушениями речи, оказания им логопедической
помощи;
•
основы поликультурного образования, методы и технологии
поликультурного обучения, особенности региональных, этнокультурных,
языковых
условий
реализации
адаптированных
основных
общеобразовательных программ;
•
клинико-психолого-педагогические особенности разных категорий лиц
с ограниченными возможностями здоровья;
•
структуру речевых нарушений, в том числе специфику нарушений речи
у разных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья;
•
закономерности и этапы речевого развития, языковые нормы, варианты
их нарушения;
•
содержание и технологии проведения логопедических занятий;
•
современные педагогические технологии реализации деятельностного,
компетентностного, индивидуально-дифференцированного подходов с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи;
•
психолого-педагогические технологии консультирования родителей
(законных представителей), членов семей по вопросам семейного воспитания,
выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах
•

образования, социальной адаптации, реабилитации, профориентации,
проведения коррекционно-развивающей работы в условиях семьи;
•
направления
и
способы
взаимодействия
учителя-логопеда,
педагогических работников и специалистов, участвующих в процессе
обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной
адаптации, реабилитации лиц с нарушениями речи;
•
пути достижения и способы оценки результатов освоения
образовательных программ и (или) программ логопедической помощи лицами
с нарушениями речи;
•
требования к оснащению и оборудованию учебных и логопедических
кабинетов современными образовательными средствами, техническими
средствами, дидактическими средствами, средствами логопедической
помощи;
•
нормы современного русского литературного языка;
•
особенности семейного воспитания лиц с нарушениями речи;
•
гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
(далее – гигиенические нормативы);
•
санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – санитарные
правила);
•
нормы охраны труда, правила пожарной безопасности и требования
антитеррористической защищенности.
1.7. Учитель-логопед ДОУ должен уметь:
•
планировать
содержание
и
осуществлять
непрерывный
образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными
программами и (или) программами логопедической помощи;
•
определять формы, методы, приемы и средства организации
деятельности лиц с нарушениями речи по освоению ими программ
образования и (или) программ логопедической помощи;
•
определять объем, содержание, целевую направленность и условия
реализации образовательной программы и (или) программы логопедической
помощи с учетом особых образовательных и социально-коммуникативных
потребностей, индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи;
•
организовывать деятельность лиц с нарушениями речи по реализации
образовательных программ и (или) программ логопедической помощи (в
индивидуальной или групповой форме) в соответствии с их возрастом,
особыми
образовательными
потребностями
и
индивидуальными
особенностями;
•
разрабатывать и реализовывать совместно с родителями (законными
представителями) индивидуальный образовательный маршрут лица с
нарушениями речи с учетом его возраста, индивидуальных возможностей;
•
использовать ИКТ-компетенции, необходимые для планирования,
реализации и оценки образовательной и логопедической работы с лицами с
нарушениями речи с учетом их возраста, особых образовательных и
социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей;
•
использовать логопедические технологии реализации коррекционноразвивающей направленности образовательного процесса с учетом особых

образовательных потребностей, индивидуальных особенностей различных
категорий детей с нарушениями речи;
•
применять логопедические технологии сопровождения лиц с
нарушениями речи в системе комплексной реабилитации;
•
планировать и организовать различные виды самостоятельной
деятельности лиц с нарушениями речи;
•
использовать технологии формирования у лиц с нарушениями речи
мотивации к качественному образованию, личностному развитию, овладению
компетенцией, необходимой для жизни человека в обществе, социальной
адаптации с учетом их особых образовательных потребностей,
индивидуальных особенностей;
•
использовать содержание, формы, методы и средства текущего контроля
и мониторинга, позволяющие оценить освоение лицами с нарушениями речи
образовательных программ и (или) программ логопедической помощи,
определять дальнейшие траектории образования с учетом особых
образовательных
и
социально-коммуникативных
потребностей,
индивидуальных особенностей лиц с нарушениями речи;
•
применять технологии воспитательной работы с учетом особых
образовательных потребностей, индивидуальных особенностей обучающихся
с нарушениями речи;
•
использовать технологии инклюзивного образования;
•
взаимодействовать со специалистами, осуществляющими комплексное
сопровождение лиц с нарушениями речи в организациях здравоохранения,
социальной защиты, культуры, спорта, правоохранительных органов;
•
взаимодействовать
со
средствами
массовой
информации,
общественными организациями для пропаганды толерантного отношения к
лицам с нарушениями речи, их семьям;
•
использовать грамотную, четкую, выразительную, орфоэпически
правильную речь;
•
осуществлять
ведение
нормативной
документации,
включая
электронный документооборот;
•
соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования
профессиональной этики.
1.8.
Учитель-логопед должен пройти обучение и иметь навыки оказания
первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической
защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения или совершении
террористического акта, иной кризисной ситуации выполнять нормы
антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения
заведующего
и
ответственных
за
пожарную
безопасность,
антитеррористическую защищенность.
2. Должностные обязанности
Учитель-логопед ДОУ выполняет следующие обязанности:
2.1. В рамках своей обобщенной трудовой функции обучения, воспитания,
коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи:
2.1.1. Осуществляет деятельность, которая направлена на максимальную
коррекцию недостатков в развитии у воспитанников детского сада с
нарушениями речи.

2.1.2. Способствует формированию общей культуры личности,
социализации воспитанников ДОУ.
2.1.3. Анализирует документы лиц с нарушениями речи, оформленные
организациями здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры,
спорта, правоохранительными органами.
2.1.4. Проводит диагностику нарушения речи, логопедическое
обследование с учетом возраста, индивидуальных особенностей
воспитанников с нарушениями речи.
2.1.5. Определяет тип образовательной программы и (или) варианта
оказания логопедической помощи с учетом особых образовательных и
социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей
лиц с нарушениями речи.
2.1.6. Обеспечивает специальную образовательную среду для реализации
особых образовательных потребностей воспитанников с нарушениями речи и
развития компетенции, необходимой для жизни человека в обществе.
2.1.7. Проводит комплектование групп для занятий с учетом
психофизического состояния воспитанников дошкольного образовательного
учреждения.
2.1.8. Планирует и проводит уроки, логопедические групповые
(подгрупповые) и индивидуальные занятия с учетом особых образовательных
и социально-коммуникативных потребностей, индивидуальных особенностей
воспитанников с нарушениями речи.
2.1.9. Осуществляет систематический контроль и оценку достижений
воспитанниками с нарушениями речи планируемых результатов обучения и
воспитания.
2.1.10. Консультирует родителей (законных представителей) и членов семей
воспитанников с нарушениями речи по вопросам семейного воспитания,
выбора образовательного маршрута и его изменения на разных этапах
образования, социальной адаптации, проведения коррекционно-развивающей
работы в условиях семьи.
2.1.11. Консультирует воспитателей и педагогических работников,
участвующих в реализации процессов образования, социальной адаптации,
реабилитации воспитанников с нарушениями речи.
2.1.12. Реализует меры по профилактике нарушений речи, а также
заболеваний, трудностей в развитии и социальной адаптации воспитанников с
нарушениями речи
2.1.13. Направляет при необходимости воспитанников детского сада на
консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические
центры.
2.1.14.
Оформляет
программно-методическую
документацию,
определяемую в соответствии с федеральными, региональными и локальными
нормативными актами и отражающую реализацию образовательных программ
обучения, воспитания, коррекции нарушений развития, социальной адаптации
и (или) программ логопедической помощи с учетом особых образовательных
потребностей лиц с нарушениями речи.
2.1.15. Составляет заключение по результатам логопедического
обследования воспитанников ДОУ и доводит до сведения педагогов и
родителей (законных представителей).

2.2. Участвует в работе педагогических, методических советов, других
формах методической деятельности, в подготовке и проведении родительских
собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий,
предусмотренных образовательной программой.
2.3. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию и
педагогический уровень на курсах, семинарах.
2.4. Уважительно и заботливо относится к каждому ребенку ДОУ, проявляет
выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.
2.5. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников детского сада во
время образовательного процесса.
2.6. Обеспечивает благоприятный эмоционально-психологический климат в
детском и взрослом коллективе.
2.7. Вносит предложения по совершенствованию образовательного
процесса в детском саду.
2.8. Своевременно информирует руководителя логопедической службы и
заведующего ДОУ о возникших трудностях в работе с родителями и
различными службами.
2.9. Своевременно доносит информацию до заведующего ДОУ, дежурного
администратора обо всех чрезвычайных происшествиях в детском саду,
которые связаны с жизнью и здоровьем детей.
2.10. Проходит предварительные (при поступлении на работу) и
периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую
подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не
реже 1 раза в 2 года), вакцинацию в соответствии с национальным календарем
профилактических прививок и национальным календарем прививок по
эпидемиологическим показаниям.
2.11. Неукоснительно выполняет требования должностной инструкции
учителя-логопеда в ДОУ, нормативно-правовых документов, которые
регламентируют трудовую деятельность в ДОУ.
2.12. Соблюдает правила и нормы охраны труда, технику безопасности,
противопожарной и антитеррористической защиты, а также санитарные
правила и гигиенические нормативы, при этом несет персональную и
уголовную ответственность за жизнь и здоровье каждого воспитанника ДОУ.
3. Права
Учитель - логопед в пределах своей компетенции имеет право:
3.1. Принимать непосредственное участие в:
• разработке образовательной политики и стратегии дошкольного
образовательного учреждения, в создании соответствующих документов;
• подготовке и деятельности совета педагогов, методических объединений;
• всех смотрах-конкурсах детского сада, района, города;
• инновационной и экспериментальной деятельности ДОУ;
• семинарах, тренингах, организуемых на базе дошкольного учреждения и
информационно-методического центра.
3.2. Определять направление педагогической деятельности с учетом
индивидуальных особенностей воспитанников детского сада, а также их
творческих способностей.
3.3. Использовать педагогически обоснованный выбор форм, средств и
методов обучения, исходя из психофизической целесообразности в рамках

федеральных государственных требований к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
3.4. Вносить грамотные предложения по совершенствованию
воспитательно-образовательной работы ДОУ.
3.5.
Повышать
свою
квалификацию,
постоянно
заниматься
самообразованием.
3.6. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего по
ВиМР и других узких специалистов детского сада.
3.7. По согласованию с непосредственным руководителем привлекать к
решению поставленных перед ним задач других работников дошкольного
образовательного учреждения.
3.8. Другие права, которые предусмотрены Трудовым кодексом Российской
Федерации, Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также
Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.
4. Ответственность
4.1. Учитель-логопед детского сада несет персональную ответственность за
сохранность жизни и здоровья каждого ребенка в процессе образовательной
деятельности дошкольного образовательного учреждения.
4.2. Учитель-логопед в ДОУ несет ответственность за сохранность
хозяйственного инвентаря, игрового оборудования и имущества дошкольного
учреждения, находящегося на рабочем месте.
4.3. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных
причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка ДОУ, законных
распоряжений заведующего и иных утвержденных локальных нормативных
актов, настоящей должностной инструкцией учителя-логопеда детского сада,
в том числе за не использование предоставленных прав, учитель - логопед
несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым
законодательством России. За грубое нарушение трудовых обязанностей в
качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
4.4. За использование, в том числе однократное, методов воспитания,
которые связаны с физическим или психическим насилием над личностью
ребенка, учитель - логопед может быть освобожден от занимаемой им
должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом
Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок
не является мерой дисциплинарной ответственности.
4.5. За нарушение правил пожарной безопасности, санитарногигиенических правил организации воспитательно-образовательного процесса
учитель-логопед будет привлечен к административной ответственности в
порядке и в случае, которые предусмотрены административным
законодательством РФ.
4.6. За виновное причинение дошкольному образовательному учреждению
или участникам воспитательно-образовательного процесса ущерба в связи с
исполнением или не исполнением своих должностных обязанностей учительлогопед ДОУ несет материальную ответственность в порядке и в пределах,
установленных трудовым или гражданским законодательством.
5. Взаимоотношения. Связи по должности
Учитель-логопед ДОУ:

5.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по утвержденному
графику, составленному исходя из 20-часовой рабочей недели,
самопланирования и отчетности деятельности, участия в обязательных
плановых мероприятиях ДОУ на которые не установлены нормы выработки.
5.2. Самостоятельно составляет план работы на каждый год, полугодие и
ежемесячно. Планы согласовываются с руководителем психологопедагогической службы, старшим воспитателем и утверждаются заведующим
ДОУ.
5.3. Предоставляет руководителю службы, старшему воспитателю отчет в
письменном виде о проделанной работе за каждое полугодие и в конце года.
5.4. Получает от заведующего дошкольным образовательным учреждением,
старшего воспитателя информацию нормативно-правового и организационнометодического характера, знакомится под роспись с необходимой
документацией.
5.5. Постоянно обменивается информацией по вопросам, непосредственно
имеющим отношение к его деятельности, с работниками службы и
педагогическим коллективом.
5.6. Ставит в известность заведующего ДОУ, старшего воспитателя о
возникновении трудностей в работе.
5.7. Предоставляет старшему воспитателю информацию, полученную
непосредственно на выездных совещаниях и семинарах.
6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную
инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается
должностная инструкция.
6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и
действует до замены ее новой должностной инструкцией.
6.3. Факт ознакомления сотрудника с настоящей должностной инструкцией
подтверждается подписью в экземпляре должностной инструкции,
хранящемся у работодателя, а также в журнале ознакомления с должностными
инструкциями.
С инструкцией ознакомлен:
__________ _______./
подпись
Ф.И.О.
Один экземпляр получил на руки
и обязуюсь хранить на рабочем месте
«_____»___________2021 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Восточное
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель ПК МКДОУ с. Восточное
______________ /О.А.Викулова/
«____» ________________ 20___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ с. Восточное
______________ /И.М.Ялмаева/
«____» ________________ 20___ г.

Должностная инструкция педагога-психолога в ДОУ
________________
фамилия имя отчество

Документ составлен с учетом нормативных правовых актов,
действующих на 2021 год:
- Профессиональные стандарты, утвержденные приказом Минтруда и
Соцзащиты РФ.
- ФГОС дошкольного образования, утвержденные Приказом Минобрнауки
России от 17 октября 2013 г. № 1155.
- Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в
Российской Федерации» в редакции от 2 июля 2021 года.
- Трудовой кодекс РФ.
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
- СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания".
1. Общие положения
1.1. На должность педагога-психолога ДОУ может быть принято лицо, которое
соответствует требованиям профессионального стандарта «01.002 Педагогпсихолог (психолог в сфере образования)», утвержденным приказом Минтруда
и соцзащиты РФ N 514н от 24 июля 2015 г.
1.2. На должность педагога-психолога назначаются лица, имеющее высшее
образование по профильным направлениям без предъявления требований к
стажу работы.
1.3. Особыми условиями допуска к работе являются:
•

•

прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу)
и периодических медицинских осмотров, а также внеочередных
медицинских осмотров в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации;
наличие личной медицинской книжки с результатами медицинских
обследований и лабораторных исследований, сведениями о прививках,
перенесенных
инфекционных
заболеваниях,
о
прохождении
профессиональной гигиенической подготовки и аттестации с допуском к
работе;

отсутствие ограничений на занятие трудовой деятельностью в сфере
образования, воспитания, развития несовершеннолетних, установленных
статьей 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.4. Педагог-психолог относится к категории специалистов, назначается и
освобождается от должности заведующим ДОУ в порядке, предусмотренном
законодательством РФ.
•

1.5. Педагог-психолог непосредственно
дошкольным образовательным учреждением.

подчиняется

заведующему

1.6. Педагог-психолог ДОУ должен знать:
международные нормы и договоры в области прав ребенка и образования
детей;
•
Трудовое законодательство Российской Федерации, законодательство
Российской Федерации в сфере образования и прав ребенка;
•
нормативные правовые акты, касающиеся организации и осуществления
профессиональной деятельности;
•
методологию психолого-педагогической науки, основы возрастной и
педагогической психологии, методы, используемые в педагогике и
психологии;
•
методологические основы проектирования образовательной среды, основы
психодидактики;
•
основы педагогики, формы и способы обучения взрослых участников
образовательного процесса, работающих с различными категориями
воспитанников;
•
задачи и принципы психологического просвещения в ДОУ с учетом
образовательных
потребностей
и
индивидуальных
возможностей
воспитанников;
•
теорию и методы педагогической психологии, историю и теорию
организации образовательного процесса;
•
теории и методы предотвращения "профессионального выгорания"
специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия
психологической перегрузки педагогического коллектива;
•
психологию личности и социальную психологию малых групп;
•
теорию и методы организации психологического исследования;
•
современные теории, направления и практики коррекционно-развивающей
работы;
•
современные техники и приемы коррекционно-развивающей работы и
психологической помощи;
•
закономерности развития различных категорий воспитанников, в том
числе с особыми образовательными потребностями;
•
закономерности групповой динамики, методы, приемы проведения
групповой коррекционно-развивающей работы;
•
способы и методы оценки эффективности и совершенствования
коррекционно-развивающей работы;
•

психологические методы оценки параметров образовательной среды, в том
числе комфортности и психологической безопасности образовательной среды;
•
методы и технологии, позволяющие решать диагностические и
развивающие задачи;
•
методы математической обработки результатов психологической
диагностики;
•
методы статистического анализа данных психологического исследования;
•
методы верификации результатов исследования;
•
методы интерпретации и представления результатов исследования;
•
приемы организации совместной и индивидуальной деятельности
воспитанников в соответствии с возрастными нормами их развития;
•
признаки и формы дезадаптивных состояний у детей;
•
современную теорию и методы консультирования;
•
профессиональную этику;
•
гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи
(далее – гигиенические нормативы);
•
санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (далее – санитарные
правила);
•
нормы охраны труда, правила пожарной безопасности и требования
антитеррористической защищенности.
1.7. Педагог-психолог ДОУ должен уметь:
•

использовать качественные и количественные методы психологического
обследования;
•
обрабатывать и интерпретировать результаты обследований;
•
разрабатывать психологические рекомендации по проектированию
образовательной среды;
•
разрабатывать и реализовывать дополнительные образовательные
программы,
направленные
на
развитие
психолого-педагогической
компетентности педагогических и административных работников, родителей
(законных представителей) воспитанников;
•
владеть приемами преподавания, организации дискуссий, проведения
интерактивных форм занятий;
•
владеть приемами повышения психолого-педагогической компетентности
родителей (законных представителей), педагогов, воспитателей и
администрации ДОУ;
•
применять стандартные методы и приемы наблюдения за нормальным и
отклоняющимся психическим и физиологическим развитием детей;
•
участвовать в поиске путей совершенствования воспитательного процесса
совместно с педагогическим коллективом;
•
разрабатывать программы коррекционно-развивающей работы;
•
проводить коррекционно-развивающие занятия с воспитанниками;
•

планировать и проводить диагностическое обследование с использованием
стандартизированного инструментария, включая обработку результатов;
•
проводить диагностическую работу по выявлению уровня готовности или
адаптации детей к новым образовательным условиям;
•
выявлять особенности и возможные причины дезадаптации с целью
определения направлений оказания психологической помощи;
•
осуществлять диагностику одаренности, структуры способностей;
•
осуществлять психологическое просвещение педагогов, воспитателей,
администрации ДОУ и родителей (законных представителей) по вопросам
психического развития детей;
•
применять методы педагогики взрослых для психологического
просвещения субъектов образовательного процесса, в том числе с целью
повышения их психологической культуры;
•
владеть навыками преподавания, ведения дискуссий, презентаций;
•
планировать и организовывать работу по предупреждению возможного
неблагополучия в психическом и личностном развитии воспитанников, в том
числе социально уязвимых и попавших в трудные жизненные ситуации.
1.8. Педагог-психолог должен пройти обучение и иметь навыки оказания
первой помощи пострадавшим, знать требования антитеррористической
защищенности, пути эвакуации, при угрозе совершения или совершении
террористического акта, иной кризисной ситуации, выполнять нормы
антикризисного плана действий в чрезвычайной ситуации, распоряжения
заведующего
и
ответственных
за
пожарную
безопасность,
антитеррористическую защищенность.
•

2. Должностные обязанности
Педагог-психолог выполняет следующие обязанности:
2.1. В рамках трудовой функции психолого-педагогического и методического
сопровождения реализации основных и дополнительных образовательных
программ:
2.1.1. формирует и реализовывает планы развивающей работы с
воспитанниками с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
2.1.2. разрабатывает программы развития, программы воспитания и
социализации воспитанников, коррекционные программы с учетом
требований санитарных правил и гигиенических нормативов;
2.1.3. разрабатывает психологические рекомендации по формированию и
реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных
воспитанников;
2.1.4. занимается оформлением и ведением документации (планы работы,
протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).
2.2. В рамках трудовой функции психологической оценки комфортности и
безопасности образовательной среды:

2.2.1. проводит психологический мониторинг и анализ эффективности
использования методов и средств образовательной деятельности с учетом
развития детей;
2.2.2. проводит психологическую экспертизу программ развития ДОУ с целью
определения степени безопасности и комфортности образовательной среды и
воспитательного процесса;
2.2.3. консультирует педагогов и воспитателей ДОУ при выборе
образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических
особенностей и образовательных потребностей воспитанников;
2.2.4. оказывает психологическую поддержку педагогам и воспитателям в
проектной деятельности по совершенствованию воспитательного и
образовательного процесса.
2.3. В рамках трудовой функции психологического консультирования
субъектов образовательного процесса:
2.3.1.
осуществляет
консультирование
администрации,
педагогов,
воспитателей и других работников ДОУ по проблемам взаимоотношений в
трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам;
2.3.2. проводит консультирование педагогов и воспитателей по вопросам
разработки и реализации индивидуальных программ для построения
индивидуального образовательного маршрута с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного воспитанника;
2.3.3. консультирует родителей (законных представителей) по проблемам
взаимоотношений с детьми, их развития и другим вопросам;
2.3.4. осуществляет консультирование администрации ДОУ, педагогов,
воспитателей, родителей (законных представителей) по психологическим
проблемам обучения, воспитания и развития детей.
2.4. В рамках трудовой функции коррекционно-развивающей работы с детьми,
в том числе работы по восстановлению и реабилитации:
2.4.1. разрабатывает и реализовывает планы проведения коррекционноразвивающих
занятий
для
детей,
направленных
на
развитие
интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов,
снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем
в общении и поведении;
2.4.2. занимается организацией и совместным осуществлением педагогами,
учителями-логопедами психолого-педагогической коррекции выявленных в
психическом развитии детей недостатков, нарушений социализации и
адаптации;

2.4.3. осуществляет формирование и реализацию планов по созданию
образовательной и воспитательной среды для детей с особыми
образовательными потребностями, в том числе одаренных воспитанников;
2.4.4. занимается проектированием в сотрудничестве с воспитателями и
педагогами индивидуальных образовательных маршрутов для воспитанников.
2.5. В рамках трудовой функции психологической диагностики детей:
2.5.1. проводит психологическую диагностику с использованием современных
образовательных технологий, включая информационные образовательные
ресурсы;
2.5.2. проводит скрининговые обследования (мониторинг) с целью анализа
динамики психического развития, осуществляет определение лиц,
нуждающихся в психологической помощи;
2.5.3. составляет психолого-педагогические заключения по результатам
диагностического обследования с целью ориентации педагогов, воспитателей,
администрации ДОУ и родителей (законных представителей) в проблемах
личностного и социального развития детей;
2.5.4. определяет степени нарушений в психическом, личностном и
социальном развитии детей, участвует в работе психолого-медикопедагогических комиссий и консилиумов;
2.5.5. изучает интересы, склонности, способности детей, предпосылки
одаренности.
2.6. В рамках трудовой функции психологической профилактики,
направленной на сохранение и укрепление психологического здоровья
воспитанников в процессе обучения и воспитания:
2.6.1. выявляет
воспитанников;

условия,

неблагоприятно

влияющие

на

развитие

2.6.2. планирует и реализует совместно с воспитателями превентивные
мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации,
аддикций и девиаций поведения воспитанников;
2.6.3. разъясняет коллективу ДОУ необходимость применения сберегающих
здоровье технологий, оценивает результаты их применения;
2.6.4. разрабатывает рекомендации для педагогов и воспитателей по вопросам
социальной интеграции и социализации дезадаптивных воспитанников с
девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении.
2.7. Участвует в заседаниях педсовета, психолого-медико-педагогической
комиссии детского дошкольного учреждения, иных формах методической
работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных мероприятий, участвует в семинарах, круглых столах и
конференциях.

2.8. Обеспечивает охрану жизни и здоровья детей во время воспитательнообразовательного процесса.
2.9. Соблюдает профессиональную этику, сохраняет профессиональную тайну
исходя из принципа конфиденциальности, не распространяет сведения,
полученные в результате консультативной и диагностической работы, если
ознакомление с ними не требуется для решения определенных проблем и
может причинить вред ребенку или его окружающим.
2.10. Проходит предварительные (при поступлении на работу) и
периодические медицинские осмотры, профессиональную гигиеническую
подготовку и аттестацию (при приеме на работу и далее с периодичностью не
реже 1 раза в 2 года), вакцинацию в соответствии с национальным календарем
профилактических прививок и национальным календарем прививок по
эпидемиологическим показаниям.
2.10. Готовит к началу учебного года кабинет/рабочее место, проводит
посильные ремонтные работы совместно с другими сотрудниками ДОУ.
2.11. Выполняет все требования настоящей должностной инструкции, правила по
охране труда, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности в
детском саду.
Педагог-психолог имеет право:

3. Права

3.1. На участие в управлении ДОУ в пределах своей компетенции и в порядке,
установленном Уставом дошкольного образовательного учреждения.
3.2. Свободного выбора и применения методик обучения и воспитания, учебных
пособий и материалов согласно воспитательно-образовательной программе.
3.3. В рамках своей компетенции и в порядке, установленном Уставом
Учреждения, находиться на занятиях, проводимых другими педагогами.
3.4. Ознакомиться с жалобами и иными документами, содержащими оценку его
работы, давать по ним пояснения.
3.5. На защиту своих интересов самостоятельно или с помощью представителя в
случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с
нарушением норм профессиональной этики.
3.6. На неразглашение дисциплинарного (служебного) расследования, за
исключением случаев, предусмотренных законом.
3.7. Предоставлять на рассмотрение руководителя ДОУ предложения по
улучшению работы Учреждения.
3.8. На получение от работников детского сада информации, необходимой для
осуществления своей деятельности, от администрации детского сада – на
оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

3.9. Участвовать в родительских собраниях, в оздоровительных, воспитательных
и иных мероприятиях, предусмотренных образовательной программой ДОУ;
3.10. На получение от руководителя дошкольного образовательного учреждения
достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.
3.11. На повышение своей профессиональной квалификации, проходить оценку
знаний.
4. Ответственность
4.1. Педагог – психолог несет персональную ответственность за неисполнение
или нарушение без уважительных причин Устава, должностной инструкции
психолога ДОУ и Правил внутреннего трудового распорядка, законных
распоряжений заведующей детского сада, других локальных нормативных актов,
должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.
4.2. За использование, в том числе однократное, методов воспитания, связанных
с психологическим или физическим насилием над ребенком, педагог – психолог
освобождается от занимаемой должности согласно трудовому законодательству
Российской Федерации и Законом «Об образовании».
4.3. За любое нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда,
санитарно – гигиенических норм и правил, педагога – психолога привлекают к
административной ответственности в порядке и в случаях, установленных
административным законодательством РФ.
4.4. За виновное нанесение дошкольному образовательному учреждению или
участникам образовательного процесса ущерба связанного с исполнением
(неисполнением) своей должностной инструкции педагога-психолога в детском
саду сотрудник несет материальную ответственность в порядке и пределах,
предусмотренных трудовым законодательством РФ.
4.5. Педагог – психолог несет гражданско-правовую ответственность за
причинение морального ущерба участникам образовательного процесса,
действиями, нарушающими личные неимущественные права, а также в случаях,
предусмотренных гражданским законодательством РФ.
5. Взаимоотношения. Связи по должности
Педагог-психолог:
5.1. Работает по графику, утвержденному руководителем ДОУ, с нагрузкой на
одну ставку 36 ч. в неделю (на ставку) соответственно 18 ч. На 0,5 ставки. Из них
18 ч. (на ставку) соответственно 9 ч на 0,5 ставки в неделю отводится на
диагностическую, а также коррекционную и развивающую педагогическую
работу с воспитанниками, экспертную и консультативную работу с
педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по
вопросам развития, обучения и воспитания детей в детском саду.
5.2. Во время, не совпадающее с отпуском, может привлекаться администрацией
ДОУ к педагогической, методической или организационной работе в пределах
установленного рабочего времени.

5.3. Получает от руководства детского сада информацию нормативно-правового
и организационно-методического характера, знакомится под расписку с
соответствующими документами.
5.4. Отчитывается перед заведующим ДОУ и руководителем психологической
службы органов управления образованием.
5.5. Получает от руководства психологической службы управления образованием
информацию организационно-методического характера.
5.6. Действует в тесном контакте с воспитателями, родителями (законными
представителями), обменивается информацией по вопросам, входящим в рамки
его компетенции, с администрацией и педагогическими работниками детского
сада.
5.7. Предоставляет информацию заведующему ДОУ, руководителю ПС и в
вышестоящие профессиональные структуры о возникновении трудностей в
работе с родителями (законными представителями) и профорганизациями.
6. Порядок утверждения и изменения должностной инструкции
6.1. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную
инструкцию производится в том же порядке, в котором принимается
должностная инструкция.
6.2. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и
действует до замены ее новой должностной инструкцией.
С инструкцией ознакомлен:
__________ /____________./
подпись

Ф.И.О.

Один экземпляр получил на руки
и обязуюсь хранить на рабочем месте
«_____»___________2021 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Восточное
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
«СОГЛАСОВАНО»
Председатель ПК МБДОУ с. Восточное
______________ /О.А. Викулова/
«____» ______________ 2021 г

«УТВЕРЖДАЮ»
Заведующий МБДОУ с. Восточное
______________ /И.М.Ялмаева/
«__» ___________ 2021 г

Должностная инструкция
воспитателя ДОУ по профстандарту
1. Общие положения
1.1.
Настоящая должностная
инструкция
воспитателя
ДОУ (детского сада) разработана в соответствии с Профстандартом
"Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного,
начального, основного и среднего общего образования)",
утвержденного приказом Минтруда России №544н от 18.10.2013г с
изменениями от 5 августа 2016г, Федеральным Законом №273-ФЗ от
29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции
от 24 марта 2021 года, ФГОС дошкольного образования,
утвержденным Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г
№1155 в редакции 21 января 2019 года, СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Трудовым
кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами,
регулирующими трудовые отношения между работником и
работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция воспитателя ДОУ по
профстандарту регламентирует основные трудовые функции,
должностные обязанности воспитателя детского сада, права и
ответственность педагога, а также его взаимоотношения и связи по
должности в дошкольном образовательном учреждении.
1.3. Воспитатель детского сада принимается на работу и
освобождается от должности заведующим МБДОУ с. Восточное в

соответствии с требованиями Трудового Кодекса Российской
Федерации.
1.4. На должность воспитателя дошкольного образовательного
учреждения принимается лицо
• имеющее высшее образование или среднее профессиональное
образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки
высшего
образования
и
специальностей
среднего
профессионального образования "Образование и педагогические
науки" либо высшее образование или среднее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование по
направлению деятельности в образовательной организации без
предъявления требований к стажу работы;
• соответствующее требованиям, касающимся прохождения
предварительного (при поступлении на работу) и периодических
медицинских
осмотров,
профессиональной
гигиенической
подготовки и аттестации (при приеме на работу и далее не реже 1
раза в 2 года), вакцинации, а также имеющее личную медицинскую
книжку с результатами медицинских обследований и лабораторных
исследований,
сведениями
о
прививках,
перенесенных
инфекционных заболеваниях, о прохождении профессиональной
гигиенической подготовки и аттестации с допуском к работе;
• не имеющее ограничений на занятие педагогической
деятельностью, изложенных в статье 331 Трудового кодекса
Российской Федерации.
• 1.5. Воспитатель непосредственно подчиняется заведующему,
выполняет свои должностные обязанности под руководством
старшего воспитателя.
1.6. Воспитатель осуществляет трудовую деятельность в детском
саду согласно должностной инструкции, разработанной с учетом
профстандарта, Конституции Российской Федерации, решениям
органов управления образования всех уровней, касающимся
организации образовательной деятельности детей, Уставу и
Правилам внутреннего трудового распорядка дошкольного
образовательного учреждения, трудовому договору.
1.7. В своей профессиональной деятельности воспитатель ДОУ
руководствуется:
• Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации»;

• Порядком организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным
программам
дошкольного
образования,
утвержденным приказом Министерством просвещения РФ № 373 от
31.07.2020г;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»;
• Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования;
• иными законодательными актами Российской Федерации в
сфере дошкольного образования;
• локальными
актами
дошкольного
образовательного
учреждения;
• Коллективным договором;
• приказами и распоряжениями заведующего МБДОУ с.
Восточное;
• правилами и нормами безопасности труда, охраны труда,
пожарной и электробезопасности;
• инструкцией по охране труда для воспитателя дошкольного
образовательного учреждения.
1.8. Воспитатель должен знать:
• приоритетные
направления развития образовательной
системы Российской Федерации, законов и иных нормативных
правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность
в Российской Федерации;
• нормативные документы по вопросам обучения и воспитания
детей в дошкольных образовательных учреждениях;
• основные
положения Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования;
• законодательство о правах ребенка;
• основные закономерности возрастного развития, стадии и
кризисы
развития,
социализацию
личности,
индикаторы
индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные
девиации, а также основы их психодиагностики;
• историю, теорию, закономерности и принципы построения и
функционирования образовательных (педагогических) систем, роль
и место образования в жизни личности и общества;

основы психодидактики и поликультурного образования;
основы методики воспитательной работы, основные
принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий;
• нормативные документы по вопросам воспитания детей;
• нормативные правовые, руководящие и инструктивные
документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий
за пределами территории дошкольной образовательной организации
(экскурсий, походов и т.п.);
• педагогические
закономерности
организации
образовательной и воспитательной деятельности;
• законы развития личности и проявления личностных свойств,
психологические законы периодизации и кризисов развития;
• закономерности формирования детских сообществ, их
социально-психологических
особенности
и
закономерности
развития;
• основные
закономерности
семейных
отношений,
позволяющие
эффективно
работать
с
родительской
общественностью;
• основы психодиагностики и основные признаки отклонения в
развитии детей;
• специфику дошкольного образования и особенностей
организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
• общие закономерности развития ребенка в раннем и
дошкольном возрасте;
• основные
психологические
подходы:
культурноисторический, деятельностный и личностный;
• основы дошкольной педагогики, включая классические
системы дошкольного воспитания;
• особенности становления и развития детских деятельностей в
раннем и дошкольном возрасте;
• основы теории физического, познавательного и личностного
развития детей раннего и дошкольного возраста;
• современные тенденции развития дошкольного образования;
• конвенцию о правах ребенка;
• трудовое законодательство Российской Федерации;
• приоритетные
направления развития образовательной
системы Российской Федерации;
•
•

• законы
и
другие
нормативные
правовые
акты,
регламентирующие образовательную деятельность дошкольного
образовательного учреждения;
• инструкцию по охране жизни и здоровья детей;
• педагогику, детскую, возрастную и социальную психологию;
• психологию отношений, индивидуальные и возрастные
особенности детей;
• возрастную физиологию и гигиену;
• методы, формы и технологию мониторинга деятельности
воспитанников дошкольных образовательных учреждений;
• педагогическую этику;
• теорию и методику воспитательной работы, организации
свободного времени воспитанников детских садов;
• новейшие достижения в области методики дошкольного
воспитания;
• современные педагогические технологии продуктивного,
дифференцированного, развивающего
обучения,
реализации
компетентностного подхода;
• методы
убеждения,
аргументации
своей
позиции,
установления контактов с воспитанниками ДОУ разного возраста, их
родителями
(законными
представителями)
и
коллегами,
являющимися сотрудниками;
• технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения;
• основы экологии, экономики, социологии;
• трудовое законодательство Российской Федерации;
• основы работы с текстовыми и графическими редакторами,
презентациями,
электронной
почтой
и
web-браузерами,
мультимедийным оборудованием;
• Правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные в
ДОУ;
• санитарно-эпидемиологические требования, предъявляемые к
организации образовательной деятельности в детском саду;
• правила и требования охраны труда и пожарной безопасности
в дошкольных образовательных учреждениях.
1.9. Воспитатель ДОУ должен уметь:
• владеть формами и методами обучения, в том числе
выходящими за рамки учебных занятий: проектная и

исследовательская деятельность, эксперименты, полевая практика и
т.п.;
• разрабатывать
(осваивать) и применять современные
психолого-педагогические технологии, основанные на знании
законов развития личности;
• организовывать
различные
виды
образовательной
деятельности:
игровую,
исследовательскую,
проектную,
художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом
возможностей образовательной организации, места жительства и
историко-культурного своеобразия региона;
• общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и
принимая их;
• защищать достоинство и интересы воспитанников, помогать
детям,
оказавшимся
в
конфликтной
ситуации
и/или
неблагоприятных условиях;
• владеть методами организации экскурсий, походов и
экспедиций и т.п.;
• сотрудничать с другими педагогическими работниками и
другими специалистами в решении воспитательных задач;
• понимать
документацию
специалистов
(психологов,
дефектологов, логопедов и т.д.);
• организовывать виды деятельности, осуществляемые в
раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательноисследовательская, театрализованная, игра (ролевая, режиссерская, с
правилом), продуктивная; конструирование, создания широких
возможностей для развития свободной игры детей, в том числе
обеспечения игрового времени и пространства;
• применять
методы физического, познавательного и
личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в
соответствии с образовательной программой МБДОУ с. Восточное;
• использовать методы и средства анализа психологопедагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты
освоения
детьми
образовательных
программ,
степень
сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего
обучения и развития на следующих уровнях обучения;
• владеть
всеми видами развивающих деятельностей
дошкольника
(игровой,
продуктивной,
познавательноисследовательской, театрализованную);

3.3. В рамках трудовой функции развивающей деятельности:
• выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных
проблем ребенка, связанных с особенностями их развития;
• применение инструментария и методов диагностики и оценки
показателей уровня и динамики развития ребенка;
• освоение
и
применение
психолого-педагогических
технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной
работы с различными контингентами детей: одаренные дети,
социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные
ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми
образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом
дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с
ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями
поведения, дети с зависимостью;
• взаимодействие с другими специалистами в рамках
психолого-медико-педагогического консилиума;
• разработка (совместно с другими специалистами) и
реализация совместно с родителями (законными представителями)
программ индивидуального развития ребенка;
• освоение и адекватное применение специальных технологий
и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую
работу;
• развитие
у
детей
познавательной
активности,
самостоятельности,
инициативы,
творческих
способностей,
способности к труду и жизни в условиях современного мира,
формирование у детей культуры здорового и безопасного образа
жизни.
3.4. В рамках трудовой функции педагогической деятельности
по реализации программ дошкольного образования:
• участие в разработке основной образовательной программы
дошкольной образовательной организации в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования;
• участие в создании безопасной и психологически комфортной
образовательной среды дошкольной образовательной организации
через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание
эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в ДОУ;

• планирование и реализация образовательной работы в группе
детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования и образовательными программами;
• организация и проведение педагогического мониторинга
освоения детьми образовательной программы и анализ
образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного
возраста;
• участие в планировании и корректировке образовательных
задач (совместно с психологом и другими специалистами) по
результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей
развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
• реализация педагогических рекомендаций специалистов
(психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми;
• развитие
профессионально
значимых
компетенций,
необходимых для решения образовательных задач развития детей
раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных
и индивидуальных особенностей их развития;
• формирование психологической готовности к школьному
обучению;
• создание позитивного психологического климата в группе и
условий для доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными
(в том числе ограниченными) возможностями здоровья;
• организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и
дошкольном
возрасте:
предметной,
познавательноисследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом),
продуктивной; конструирования, создания широких возможностей
для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение
игрового времени и пространства;
• организация конструктивного взаимодействия детей в разных
видах деятельности, создание условий для свободного выбора
детьми деятельности, участников совместной деятельности,
материалов;
• активное использование недирективной помощи и поддержка
детской инициативы и самостоятельности в различных видах
деятельности;

• выстраивать партнерское взаимодействие с родителями
(законными представителями) детей раннего и дошкольного
возраста для решения образовательных задач, использовать методы
и средства для их психолого-педагогического просвещения;
• владеть
ИКТ-компетентностями,
необходимыми
и
достаточными для планирования, реализации и оценки
образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
1.10. Воспитатель детского сада должен строго соблюдать свою
должностную инструкцию, разработанную с учетом Профстандарта
и ФГОС дошкольного образования, пройти обучение и иметь навыки
в оказании первой помощи пострадавшим, знать порядок действий
при возникновении возгорания в ДОУ или иной чрезвычайной
ситуации и эвакуации.
1.11. Педагогическим работникам запрещается использовать
образовательную деятельность для политической агитации,
принуждения
воспитанников
к
принятию
политических,
религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для
разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной
розни, для агитации, пропагандирующей исключительность,
превосходство либо неполноценность граждан по признаку
социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой
принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством
сообщения
воспитанникам
недостоверных
сведений
об
исторических, о национальных, религиозных и культурных
традициях народов, а также для побуждения воспитанников к
действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.12. Воспитатель должен строго соблюдать Конвенцию ООН о
правах ребенка и Федеральный закон № 124-ФЗ от 24 июля 1998
года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации" с изменениями от 5 апреля 2021 года.
2. Трудовые функции
Основными трудовыми функциями воспитателя ДОУ являются:
2.1. Педагогическая деятельность по проектированию и
реализации образовательной деятельности в организациях
дошкольного образования:
2.1.1. Обучение.
2.1.2. Воспитательная деятельность.
2.1.3. Развивающая деятельность.

2.2. Педагогическая деятельность по реализации программ
дошкольного образования.
3. Должностные обязанности воспитателя ДОУ
Воспитатель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. В рамках трудовой функции образования:
• осуществление
профессиональной
деятельности
в
соответствии с требованиями Федеральных государственных
образовательных стандартов дошкольного образования;
• планирование и проведение учебных занятий;
• формирование универсальных учебных действий;
• формирование мотивации к обучению.
3.2. В рамках трудовой функции воспитательной деятельности:
• реализация современных, в том числе интерактивных, форм и
методов воспитательной работы;
• проектирование и реализация воспитательных программ;
• реализация воспитательных возможностей различных видов
деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной,
художественной и т.д.);
• проектирование
ситуаций и событий, развивающих
эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и
ценностные ориентации ребенка);
• создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни
дошкольной образовательной организации;
• развитие
у
детей
познавательной
активности,
самостоятельности,
инициативы,
творческих
способностей,
формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в
условиях современного мира, формирование у воспитанников ДОУ
культуры здорового и безопасного образа жизни;
• формирование толерантности и навыков поведения в
изменяющейся поликультурной среде;
• использование конструктивных воспитательных усилий
родителей (законных представителей), помощь семье в решении
вопросов воспитания ребенка;
• осуществление
образовательной
деятельности
детей,
обеспечивая
выполнение
образовательной
программы
в
соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и годовым
планом дошкольного образовательного учреждения.

• организация образовательной деятельности на основе
непосредственного общения с каждым ребенком детского сада с
учетом его особых образовательных потребностей.
3.5. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период их
адаптации в дошкольном образовательном учреждении, создает
благоприятные условия для легкой и быстрой адаптации.
3.6. Создает благоприятную микросреду и моральнопсихологический климат для каждого ребенка. Способствует
развитию общения детей. Помогает воспитанникам решать
возникшие проблемы в общении с детьми в группе, педагогическими
работниками ДОУ, родителями (лицами, их заменяющими).
3.7. В соответствии с индивидуальными и возрастными
интересами воспитанников совершенствует жизнедеятельность
группы воспитанников детского сада. Соблюдает права и свободы
детей.
3.8. Осуществляет надлежащий присмотр за детьми группы в
строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни
и здоровья детей в помещениях и на детских прогулочных
площадках дошкольного образовательного учреждения.
3.9. Совместно с музыкальным руководителем и инструктором
по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.
3.10. Обеспечивает охрану жизни, здоровья и безопасность
воспитанников во время образовательной деятельности в
дошкольном образовательном учреждении, на его территории, во
время
прогулок,
экскурсий
и
поездок.
3.11. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем,
развитием и воспитанием детей, в том числе с помощью
электронных форм. Ведет активную пропаганду здорового образа
жизни среди воспитанников.
3.12. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в
своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении
с детьми и их родителями.
3.13. Принимает участие в процедуре мониторинга: в начале
учебного года - для определения зоны образовательных
потребностей каждого воспитанника; в конце года - в выявлении
уровня достижений каждым воспитанником итоговых показателей
освоения программы, динамики формирования интегративных
качеств.

3.14. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих
фильмов, программ или иной информации, предусматривающей ее
фиксацию
воспитанниками
в
тетрадях,
не
превышает
продолжительность в 5-7 минут непрерывного использования экрана
для детей 5-7 лет. Не превышает допустимую общую
продолжительность использования на занятии интерактивной доски,
составляющую 20 минут. При использовании ЭСО во время занятий
и перемен проводит с детьми гимнастику для глаз. В возрастных
группах до 5 лет не допускает использование на занятиях
электронных средств обучения.
3.15. При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих
фильмов (мультфильмов), программ или иной информации,
выполняет мероприятия, предотвращающие неравномерность
освещения и появление бликов на экране, не использует мониторы
на основе электронно-лучевых трубок.
3.16. Выключает или переводит в режим ожидания
интерактивную доску и другие электронные средства обучения,
когда их использование приостановлено или завершено.
3.17. При использовании в помещениях детского сада
телевизионной аппаратуры соблюдает расстояние не менее 2 метров
от ближайшего места просмотра до экрана.
3.18. Строго соблюдает должностную инструкцию воспитателя
ДОУ, разработанную на основе профстандарта, установленный
режим дня и расписание образовательной деятельности
воспитанников детского сада, соблюдает нормы охраны труда и
правила пожарной безопасности.
3.19. На основе изучения индивидуальных особенностей,
рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с детьми с
ограниченными
возможностями
здоровья
коррекционноразвивающую работу.
3.20. Координирует деятельность помощника воспитателя в
рамках единой образовательной деятельности в группе.
3.21. Участвует в работе педагогических, методических советов,
других формах методической работы, в работе по проведению
родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других
мероприятий, предусмотренных образовательной программой
дошкольного образовательного учреждения.

3.22. Бережно и аккуратно использует имущество, методическую
литературу и пособия. Поддерживает надлежащий порядок на своем
рабочем месте, в групповых комнатах детского сада и на
прогулочной площадке. В отсутствие детей закрывает песочницу
крышкой или иными защитными приспособлениями во избежание
загрязнения песка.
3.23. Своевременно информирует медицинского работника об
изменениях в состоянии здоровья детей, родителей - о плановых
профилактических прививках.
При отсутствии медицинского сотрудника самостоятельно
направляет на консультацию к педиатру ребенка при появлении у
него симптомов недомогания.
3.24. Осуществляет периодическое обновление содержания
тематических стендов для родителей, оформление группы и
информационных стендов к конкурсам и праздничным датам.
3.25. Ведет
в
установленном
порядке
следующую
документацию:
• календарный и перспективный планы;
• план образовательно-воспитательной работы;
• журнал (табель) посещения воспитанников дошкольного
образовательного учреждения;
• паспорт группы;
• журнал контроля состояния охраны труда и безопасности
жизнедеятельности в группе;
• журнал здоровья;
• протоколы родительских собраний;
• диагностические материалы.
• другую документацию воспитателя согласно номенклатуре
дел в соответствии с приказом заведующего дошкольным
образовательным учреждением.
3.26. Проходит освоение дополнительных профессиональных
образовательных программ профессиональной переподготовки и
(или)
повышения
квалификации.
3.27. Выполняет требования заведующего и медицинского
работника, старшего воспитателя, которые связаны с педагогической
деятельностью и охраной жизни и здоровья воспитанников в
дошкольном образовательном учреждении.
4. Права воспитателя

Воспитатель ДОУ имеет следующие права в пределах своей
компетенции:
4.1. Принимать участие в работе творческих групп дошкольного
образовательного учреждения.
4.2. Устанавливать деловые контакты со сторонними
образовательными организациями, организациями дополнительного
образования.
4.3. Вносить свои предложения администрации ДОУ по
улучшению образовательной и воспитательной деятельности, а
также в процессе разработки образовательной программы и годового
плана дошкольного образовательного учреждения.
4.4. Свободно выбирать и использовать методики обучения и
воспитания, учебные пособия и материалы, соответствующие
образовательной
программе,
утвержденной
дошкольным
образовательным учреждением.
4.5. Представлять свой опыт педагогической работы на
педагогических советах, методических объединениях, родительских
собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях
специализированной направленности.
4.6. Знакомиться с проектами решений заведующего детским
садом, которые касаются его непосредственной деятельности.
4.7. Ознакомиться с новой должностной инструкцией воспитателя
детского сада, составленной на основе профстандарта, в
соответствии с ФГОС дошкольного образования и получить ее на
руки.
4.8. Воспитатель имеет право на создание администрацией
дошкольного образовательного учреждения условий, необходимых
для выполнения своих профессиональных и должностных
обязанностей.
4.9. Участвовать в работе органов самоуправления дошкольным
образовательным учреждением, в работе общего собрания
работников детского сада.
4.10. Своевременно повышать квалификацию и аттестоваться на
добровольной основе.
4.11. Воспитатель имеет все права, а также право на социальные
гарантии, предусмотренные Трудовым кодексом Российской
Федерации, Уставом детского сада, Коллективным договором,

Правилами внутреннего трудового распорядка и другими
локальными актами дошкольного образовательного учреждения.
4.12. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения
имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства,
ознакомиться с жалобами и другими документами, содержащими
оценку его деятельности, дать по ним объяснения.
4.13. Воспитатель имеет право информировать заведующего
детским садом, заместителя заведующего по административнохозяйственной работе (завхоза) о необходимости в образовательной
деятельности развивающих и демонстрационных средств и пособий,
проведения ремонтных работ оборудования и помещения группы.
5. Ответственность
5.1. Воспитатель несет персональную ответственность:
• за жизнь и здоровье воспитанников детского сада во время
образовательной деятельности, присмотра в помещениях, на
площадке, на прогулке и экскурсиях, выходе и выезде с детьми за
пределы дошкольного образовательного учреждения;
• за нарушение прав и свобод воспитанников;
• за
неоказание первой помощи пострадавшему, не
своевременное извещение или скрытие от администрации
дошкольного образовательного учреждения несчастного случая;
• за нарушение порядка действий в случае возникновения
чрезвычайной ситуации и эвакуации в детском саду.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без
уважительных причин должностной инструкции воспитателя ДОУ,
Устава и Правил внутреннего трудового распорядка дошкольного
образовательного учреждения, иных локальных нормативных актов,
законных распоряжений заведующего, в том числе за не
использование предоставленных ему прав, воспитатель несет
дисциплинарную ответственность в порядке, определенном
трудовым законодательством Российской Федерации.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов
воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием
над личностью ребенка, а также совершение иного аморального
поступка воспитатель может быть освобожден от занимаемой
должности в соответствии с Трудовым Кодексом Российской
Федерации. Увольнение за данный поступок не является мерой
дисциплинарной
ответственности.

5.4. За невыполнение требований охраны труда, несоблюдения
правил пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и
норм организации образовательной деятельности и режима в группе
воспитанников воспитатель несет ответственность в пределах
определенных административным законодательством Российской
Федерации.
5.5. За умышленное причинение дошкольному образовательному
учреждению или участникам образовательных отношений
материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением)
своих должностных обязанностей воспитатель несёт материальную
ответственность в порядке и в пределах, определенных трудовым и
(или) гражданским законодательством Российской Федерации.
5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления
образовательной деятельности несет ответственность в пределах,
определенных административным, уголовным и гражданским
законодательством Российской Федерации.
6. Взаимоотношения. Связи по должности
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения:
6.1. Работает в режиме выполнения объема установленной ему
нагрузки по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей
недели, с учетом участия в обязательных плановых мероприятиях и
самостоятельного планирования работы, на которую не установлены
нормы
выработки.
6.2. Выступает на совещаниях, педагогических советах и
семинарах, методических объединениях и других мероприятиях по
вопросам образовательной деятельности.
6.3. Информирует заведующего ДОУ, заместителя директора по
административно-хозяйственной работе (завхоза) обо всех
недостатках в обеспечении образовательной деятельности и
организации условий деятельности, соответствующих нормам
охраны труда и пожарной безопасности. Вносит свои предложения
по устранению недостатков, по оптимизации работы воспитателя.
6.4. Заменяет временно отсутствующего воспитателя детского
сада на основании почасовой оплаты и в соответствии с
тарификацией.
6.5. Получает от администрации дошкольного образовательного
учреждения материалы нормативно-правового и организационно-

методического
характера,
знакомится
под
расписку
с
соответствующими документами.
6.6. Осуществляет систематический обмен информацией по
вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией,
педагогическими
работниками,
помощником
воспитателя и
персоналом кухни дошкольного образовательного учреждения.
6.7.
Взаимодействует
с
родителями
(законными
представителями) воспитанников по вопросам реализации основной
образовательной программы, стратегии и тактики образовательной
деятельности, оказывает методическую и консультативную помощь
родителям (лицам, их заменяющим).
6.8. Информирует заведующего (при отсутствии – иное
должностное лицо) о несчастном случае, факте возникновения
групповых инфекционных и неинфекционных заболеваний,
заместителя заведующего по административно-хозяйственной части
(завхоза) – об аварийных ситуациях в работе систем
электроснабжения
и
теплоснабжения,
водоснабжения
и
водоотведения, которые создают угрозу возникновения и
распространения инфекционных заболеваний и отравлений.
7. Заключительные положения
7.1. Ознакомление сотрудника с настоящей должностной
инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания
трудового договора).
7.2. Один экземпляр должностной инструкции находится у
работодателя, второй – у сотрудника.
7.3. Факт ознакомления воспитателя с настоящей должностной
инструкцией по профстандарту подтверждается подписью в
экземпляре инструкции, хранящемся у заведующего детским садом,
а также в журнале ознакомления с должностными инструкциями.
7.4. Контроль исполнения данной должностной инструкции
возлагается на старшего воспитателя дошкольного образовательного
учреждения.
Должностную инструкцию разработал:
_____________________ /И.М.Ялмаева/
С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр
получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.
«___»__________20___г. _____________ /______________/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».