Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Восточное
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Принято
на заседании педагогического
совета
протокол № 4 от 30.08.2021
Утверждено
Приказом
заведующего
МБДОУ с. Восточное
№ 35-О от 30.08.2021
С учетом мнения родителей
(законных представителей)
Протокол заседания попечительского совета № 4
от «27» августа 2021 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о группе компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи
1. Общие положения:
1.1. Настоящее положение разработано для
группы компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее «Группа для
детей с ТНР») Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад с. Восточное Хабаровского муниципального района
Хабаровского края (далее - Учреждение).
1.2. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию
образовательной
деятельности,
с
квалифицированной
коррекцией
недостатков в речевом развитии (далее - коррекционная работа)
воспитанников группы для детей с ТНР в Учреждении.
1.3. Настоящее Положение разработано с учетом требований нормативноправовых документов:
- Конвенции о правах ребенка;
- Федерального Закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.1998 г. с изменениями и дополнениями от 02.07.2013 N
185-ФЗ;
- санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи";
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013г.№ 1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществление
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
- Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
1.4. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до
принятия нового.
1.5. Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и
утверждается приказом заведующего Учреждением. Изменения и
дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и
утверждаются приказом заведующего Учреждением.
2. Цели и задачи группы для детей с ТНР:
2.1 Цель коррекционной педагогической работы – устранение речевой
патологии, полноценное развитие и подготовка воспитанников к успешному
обучению в школе.
2.2 Основными задачами работы в группе для детей с ТНР являются:
- создание оптимальных условий для проявления речевой активности и
подражательности, преодоления речевого негативизма;
- формирование у воспитанников общего и речевого поведения с учетом их
возраста;
- развитие психических процессов, связанных с произвольной речевой
деятельностью;
- развитие общей и мелкой моторики путем максимального использования
предметно-практической деятельности детей;
- подготовка детей к обучению в школе;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
- формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных
навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического
восприятия).
3. Порядок работы группы для детей с ТНР
3.1. Группа для детей с ТНР функционирует 5 дней в неделю, 10,5 часов в
день.
3.2. Комплектование группы для детей с ТНР детьми производится по
возрастному принципу и по профилю речевого нарушения.
3.3. По результатам обследования территориальной медико-психологической
комиссии (далее – ТМПК) в Учреждении комплектуется одна группа для
детей с ТНР для детей 5-6 летнего возраста, до 15 человек (в соответствии с
требованиями СанПин).
3.4. В группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми
нарушениями речи зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в
развитии устной речи, препятствующие их успешному освоению
общеобразовательных программ.
4. Порядок приема в группу для детей с ТНР:
4.1. Зачисление детей в группу компенсирующей направленности
происходит в соответствие с правилами «Приема заявлений, постановки на
учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие
образовательные программы дошкольного образования», с соблюдением
количественных норм детей в группе и при условии наличия свободных мест.
4.2. Решение о зачислении ребенка в группу компенсирующей
направленности для детей с ТНР выносится приказом заведующей на
основании заключения ТПМПК, с обязательного согласия родителей
(законных представителей).
Для зачисления ребёнка в данную группу, предоставляются следующие
документы:
- коллегиальное заключение ТПМПК с рекомендациями о посещении группы
для детей с ТНР и указанием необходимого срока пребывания в ней ребенка;
- направление Управления образованием (в случае приёма детей, не
посещающих МБДОУ «Дельфин»);
- заявление родителей (законных представителей).
4.3. В группу для детей с ТНР зачисляются обучающиеся, при нормальном
слухе и первично сохранном интеллекте (в соответствии с Международной
классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10),
имеющие
следующие нарушения в развитии речи:
- общее недоразвитие речи разных уровней (ОНРI, II, III уровня) ;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);
- задержку речевого развития (ЗРР);
- дефекты, обусловленные нарушением строения и подвижности органов
речевого аппарата (дизартрия, ринолалия, алалия).
4.4. На каждого ребенка, зачисленного в МБДОУ в группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР заводится индивидуальная карта развития.
4.5. Зачисление детей в группу может осуществляться в течение всего года
при наличии мест. Воспитанники МБДОУ, имеющие коллегиальное
заключение ТПМПК с рекомендацией обучения и воспитания по
адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми
нарушениями речи, пользуются правом первоочередного приема в группу
для детей с ТНР.
4.6. Группа для детей с ТНР комплектуется с учетом возраста детей:
- старшая группа – детьми в возрасте от 5 до 6 лет;
- подготовительная группа – детьми от 6 до 7 лет.
При необходимости допускается комплектование разновозрастной группы.
4.7. Предельная наполняемость группы для детей ТНР составляет не менее 10
человек.
4.8. В срок до 10 сентября приказом заведующей утверждается список,
зачисленных детей, имеющих ТНР, в группу для детей с ТНР на текущий
учебный год.
4.9. В летний период допускается:
- закрытие группы для детей с ТНР при отсутствии детей, посещающих
группу для детей с ТНР и специалистов, осуществляющих коррекционную
работу. Закрытие группы для детей с ТНР и перевод детей в группы МБДОУ
общеразвивающей направленности оформляется приказом заведующей
МБДОУ;
- функционирование группы для детей с ТНР обеспечивается при наличии
достаточного количества детей, имеющих ТНР и специалистов,
осуществляющих коррекционную работу.
4.10. Сроки коррекционной работы в группе для детей с ТНР зависят от
динамики коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей,
условий воспитания в семье и могут составлять от 1 года до 3-х лет.
4.11. Не подлежат приему в группу дети:
• с задержкой психического развития;
• глухие и слабослышащие;
• слепые и слабовидящие;
• с нарушением интеллекта (умственно отсталые);
• с психопатоподобным поведением;
• страдающие эпилепсией, шизофренией;
• с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Если в период пребывания в группе выявляются дефекты слуха, умственная
отсталость или другие противопоказания, перечисленные в п. 4.11, или
противопоказания для приема детей в дошкольные учреждения общего типа,
то ребенок подлежит обязательному отчислению или при наличии
соответствующих учреждений специального назначения (для детей с
нарушениями слуха и т.д.) переводу в них. В случае необходимости
уточнения диагноза дети направляются учителем – логопедом в
соответствующее лечебно - профилактическое учреждение для обследования
врачами-специалистами
(неврологом,
психиатром,
отоларингологом,
офтальмологом) и в ТМПК. Вопрос об отчислении и переводе решается
муниципальной
территориальной
медико-психолого
педагогической
комиссией.
4.12. Отчисление обучающихся с логопедических занятий осуществляется по
мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей
конкретного ребенка на основании решения территориальной ТПМПК,
оформляется приказом заведующей МБДОУ.
4.13. Информация о проведении обследования детей в ТПМПК и (или) в
группе, результаты обследования, а также иная информация, связанная с
обследованием детей, является конфиденциальной. Предоставление
указанной информации без письменного согласия родителей (законных
представителей) детей третьим лицам не допускается.4.2. Не подлежат
приему в группу дети:
• с задержкой психического развития;
• глухие и слабослышащие;
• слепые и слабовидящие;
• с нарушением интеллекта (умственно отсталые);
• с психопатоподобным поведением;
• страдающие эпилепсией, шизофренией;
• с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.
5. Организация образовательного процесса в группе для детей с ТНР.
5.1. Дошкольное образование детей в группе компенсирующей
направленности осуществляется в соответствии с адаптированной
образовательной программой для детей с тяжёлыми нарушениями речи
МБДОУ с. Восточное, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС
ДО, на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы дошкольного образования,
с учетом комплексной
образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой в
соответствии с клиническим диагнозом и логопедическим заключением,
возрастными и индивидуальными особенностями детей.
5.2. Коррекционно-развивающая помощь детям с ТНР осуществляется
учителем-логопедом, педагогом-психологом, инструктором по ФК,
музыкальным
руководителем,
воспитателями,
обеспечивающими
интеграцию содержания коррекционно-образовательной работы во всех
видах деятельности.
5.3. Основными организационными формами работы в группе для детей с
ТНР
являются
фронтальные,
подгрупповые
и
индивидуальные
коррекционные занятия.
5.4. Фронтальные занятия педагоги проводят в соответствии с расписанием
организованной образовательной деятельности на учебный год.
5.5. Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся в соответствие с
расписанием занятий специалистов, составленным с учетом индивидуальных
особенностей детей.
5.6. Диагностика или мониторинг уровня освоения разделов Программы
детьми с ТНР осуществляется в соответствие с реализуемой программой.
6. Кадровое обеспечение группы для детей с ТНР:
6.1. Штаты административного, педагогического и обслуживающего
персонала в группе для детей с ТНР направленности устанавливаются в
соответствии с примерными штатами в пределах выделенного фонда оплаты
труда.
6.2. Согласно штатному расписанию для группы для детей с ТНР
направленности определены ставки педагогических работников: воспитателя,
учителя-логопеда,
педагога-психолога,
музыкального
руководителя,
инструктора по физической культуре.
6.3. Педагогические работники группы для детей с ТНР должны отвечать
квалификационным характеристикам, применяемым в качестве нормативных
документов и служащим основой для разработки должностных инструкций,
содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с
учетом особенностей организации труда и управления, а также прав,
ответственности и компетентности работников.
Требования к квалификации учителя – логопеда: высшее профессиональное
образование в области логопедии (коррекционной педагогики) без
предъявления требований к стажу работы.
Требования к квалификации воспитателей группы для детей с ТНР: высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование
по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления
требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или
среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без
предъявления требований к стажу работы. Педагогические работники в
группе для детей с ТНР должны знать основы коррекционной педагогики и
специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях
психофизического развития детей с ограниченными возможностями
здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и
реабилитационного процесса для таких детей.
6.4. Права и обязанности педагогических работников группы для детей с ТНР
определены Уставом Учреждения.