Парциальная программа Экономическое воспитание дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад с. Восточное
Хабаровского муниципального района Хабаровского края

Принято на заседании
Педагогического совета
МБДОУ с. Восточное
Протокол от «30» августа 2021г. № 4

Утверждено
Приказом
МБДОУ с. Восточное
«30» августа 2021г. № 35-О

Рассмотрено на заседании
Попечительского совета
МБДОУ с. Восточное
Протокол от «29» _08_2021г. № _3_

Программа
по формированию предпосылок
финансовой грамотности
«Экономическое воспитание дошкольников»
детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

.

С. Восточное
2021
1

1
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2

СОДЕРЖАНИЕ:
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы
Планируемые результаты освоения программы
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Содержание курса
Учебный план

3
3.1
3.2

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение
Методическое обеспечение программы
ПРИЛОЖЕНИЯ

2

1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда,
закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
вырабатываются навыки самообслуживания, элементарного бытового труда в помещении и
на улице (участке детского сада), а также складываются первичные представления о труде
взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и
оценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются
представления о денежных отношениях (торговля, купля-продажа, кредит и т.п.), о доходах
(заработная плата, пенсия) и расходах, о денежных знаках (монета, купюра) России и других
стран.
Дети осваивают взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и то, что
стоимость продукта зависит от его качества. В детях воспитывается уважение к людям,
умеющим трудиться и честно зарабатывать деньги; формируются базисные качества
экономической деятельности: бережливость, экономность, рациональность, деловитость,
трудолюбие.
К пяти-шести годам формируется произвольность поведения: на основе
приобретенной ранее способности к осознанию собственных действий у ребенка возрастает
способность к самоконтролю и волевой регуляции поведения.
Другая предпосылка для приобщения ребенка к экономической сфере
человеческой деятельности состоит в активном освоении детьми пяти-шести лет мира
социальных явлений, выработке ребенком собственного понимания и отношения к ним,
формировании ориентации на оценочное отношение взрослых через призму конкретной
деятельности. Ребенок пяти-шести лет начинает осознавать суть понятий «выгодно — не
выгодно», «выигрыш — проигрыш», эмоционально воспринимает ситуации «успеха и
неуспеха».
Третьей предпосылкой является становление и развитие способности к
децентрации: готовности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его
позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте вполне возможно
знакомить ребенка с миром экономики как c одной из неотъемлемых сторон социальной
жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное
и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное
экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.
Программа ориентирована на принцип тесной взаимосвязи нравственно-трудового
и экономического воспитания. Чем младше ребенок, тем теснее и глубже должна быть эта
взаимосвязь.
Взрослые часто сталкиваются с ситуациями не всегда честного обмена —
«детского бартера»: ребенок пытается схитрить, обмануть, выгадать. Это важный
настораживающий сигнал осознанного отношения к ценности вещи и понимания ребенком
самого факта нечестного обмена. В этом случае первые опыты экономической деятельности
ребенка оказываются вне нравственного поля.
Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной
взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.
Нередко возникают такие жизненные ситуации, в которых взрослые имеют
возможность объяснить ребенку, что хорошо, а что неприемлемо (обман, выгода за счет
другого, воровство и т. п.). Например, когда дети не ценят того, что им покупают, дарят
(одежду, игрушки, карандаши, бумагу, краски, гаджеты и др.), когда бездумно и безжалостно
портят, ломают и выбрасывают вещи. Задача взрослых — объяснить детям, почему следует
3

уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь
труда, экономики и нравственности.
Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья и то,
какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к
экономическим ценностям. Семья в решении задач экономического воспитания — ведущий
социальный институт. Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые
она решает. В семье — реальные деньги, покупки, траты, достаток и его отсутствие. От того,
какое настроение у родителей (оптимистичное, вера в то, что все можно решить, умение
убедить ребенка, что есть трудности, но они временные), зависит эмоциональное состояние и
маленького члена семьи.
Другие социальные среды, с которыми соприкасается ребенок: детский сад,
учреждения дополнительного дошкольного образования, дружеские компании, учреждения
культуры, СМИ и т. д. — представляют еще более широкий спектр для познания реалий
современного мира, в том числе экономических. Надо иметь в виду, что дети, особенно
дошкольники, воспринимают события, происходящие в широком социальном контексте,
через призму семейного отношения к ним.
В своих играх дети пользуются экономическими понятиями: покупают, работают,
получают деньги. Эти ситуации условные, «как будто», но в них дети закрепляют и уточняют
многие житейские мудрости, проигрывают роли членов семьи.
Работа по программе будет способствовать формированию и развитию у детей
воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия со взрослыми и
другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития
личности.
1.2 Цели и задачи реализации программы
Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально экономическую
жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Основные задачи программы:
Помочь дошкольнику выработать следующие умения, навыки и личностные качества:
- понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
- уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
- осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в
зависимости от его качества», видеть красоту человеческого творения;
- признавать авторитетными качества человека - хозяина: бережливость, рациональность,
экономность, трудолюбие и вместе с тем — щедрость, благородство, честность, отзывчивость,
сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
- рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать
собственные потребности, выстраивать их иерархию и временную перспективу реализации;
- применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Основополагающие принципы Программы: научность, доступность, оптимальность в
отборе содержании и определений.
Предлагаемая Программа в работе с детьми требует осторожности, разумной меры.
Неслучайно ее ведущие принципы — учет возрастных и индивидуальных психических
особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям
окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического
воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического,
трудового и экономического воспитания), что соответствует федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования (далее — ФГОС ДО).
1.3 Ожидаемый результат реализации программы дополнительного образования
4

детей
В процессе нравственно-трудового и экономического воспитания дети начинают
осознавать смысл таких базисных качеств экономической деятельности людей, как
экономность, бережливость, рациональность, деловитость, трудолюбие.
Экономическое воспитание старших дошкольников не предполагает подготовки
будущих экономистов.
Оно ставит цели, близкие и
нужные каждому человеку, его
семье, окружению.
Экономическое образование, по большому счету, призвано воспитывать хозяина —
собственной жизни, своей семьи, страны, человека, способного разбираться как в домашнем
хозяйстве, так и в базовых принципах, на которых строятся производственные и товарноденежные отношения, народное хозяйство страны в целом.
Для экономического образования на ступени дошкольного детства на первом месте,
конечно, стоит индивидуально-семейная экономическая грамотность и формирование
элементарных экономических
навыков. В отдаленной же перспективе стоит цель —
воспитать человека, умеющего и желающего много и активно трудиться, честно
зарабатывать деньги и любящего свою страну.
В результате освоения Программы дети:
− адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками взрослыми знакомые
экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
− знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, и
супермаркет, интернет-магазин;
− знают российские деньги, некоторые названия валют ближнего и дальнего зарубежья;
− понимают суть процесса обмена валюты (например, в путешествии);
− знают несколько современных профессий, содержание их деятельности (например,
предприниматель, фермер, программист, модельер и др.);
− знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
− адекватно ведут себя в окружающем и предметном, вещном мире, в природном
окружении;
− в случаях поломки, порчи вещей, игрушек, игр проявляют заботу, пытаются исправить
свою или чужую оплошность;
− любят трудиться, делать полезные предметы для себя и радовать других;
− бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий
(бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
− следуют правилу: ничего не выбрасывай зря, если можно продлить жизнь вещи, лучше
отдай, подари, порадуй другого, если она тебе не нужна;
− с удовольствием делают подарки другим и испытывают от этого радость;
− проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как
ведут хозяйство и т. д.);
− замечают и ценят заботу о себе, радуются новым покупкам;
− объясняют различие понятий благополучия, счастья и достатка;
− проявляют сочувствие к другим в сложных ситуациях;
− переживают случаи порчи, ломки вещей, игрушек;
− сочувствуют и проявляют жалость слабым, больным, пожилым людям, ко всем живым
существам, бережно относятся к природе;
− с удовольствием помогают взрослым, объясняют необходимость оказания помощи
другим людям.
Программа состоит из четырех блоков:
I блок - «Труд и продукт (товар)»
II блок - «Деньги и цена (стоимость)»
III блок - «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
IV блок - «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

5

2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1 Содержание курса «Экономическое воспитание дошкольников»
2.1.1. I блок - «Труд и продукт (товар)»
Труд — основная деятельность человека, источник средств для его существования. Каждый человек имеет свою
профессию (врач,
строитель, педагог, космонавт, инженер, бизнесмен, банкир, рекламный агент, программист и др.). Знакомство
с
людьми
разных
профессий
воспитывает уважение к человеку, умеющему хорошо и честно зарабатывать деньги, у которого есть собственное дело, уважение
к труду вообще.
Безделье, праздность, леность — предмет осуждения. Хорошая работа, интересная
профессия — великое благо, которым следует дорожить.
Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед, художник пишет
картину, парикмахер
стрижет людей и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас. Вещи могут жить много лет, дольше, чем
люди. Создать красивую вещь — это целое искусство, ею восхищаются люди многих поколений; красивые вещи как предметы
искусства
выставляются в музеях, продаются в антикварных магазинах и т. п.
За свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие, так как взрослые могут купить то,
что нужно и им, и детям. Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги. Где и как это делается в современном мире.
Основные понятия:
− труд, работа, продукт, продукция;
− заработная плата;
− рабочее место, рабочее время;
− профессия;
− предметы труда;
− товар, торговля; деньги.
Педагогические задачи:
− формировать представления о содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий, предпочитая профессии родителей
детей данной группы детского сада;
− учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
− поощрять желание и стремление детей быть занятыми полезной деятельностью, помогать взрослым;
− стимулировать деятельность «по интересам», проявление творчества и изобретательности.
6

2.1.2. II блок - Деньги и цена (стоимость)
Понятие «деньги»
Что такое деньги и зачем они нужны:
− Деньги как мера стоимости; история денег (первые в мире виды денег и курьезные виды денег: каменные диски большого размера, ракушки,
птичьи перья и др.).
− Виды денежных знаков (монеты, бумажные

купюры).

− Производство денег; почему нельзя «напечатать» денег сколько хочешь.
− Какими деньгами

пользуются в настоящее время в нашей стране, как они называются (рубль, копейка).

− Деньги разного достоинства и разной покупательной способности.
− Зарплата (деньги просто так не дают, их зарабатывают честным трудом), пенсии, пособия, стипендии.
− Деньги как средство платежа, накоплений.
− Обмен денег (причины, правила).
− Закрепление представлений о том, как
ценности.

выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной

Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег. В каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные
деньги называют
по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов,
швейцарский франк и др. Деньги некоторых
зарубежных стран и стран СНГ. Обмен
денег (валюты) одной страны на деньги (валюту) другой: когда и зачем он производится.
Откуда берутся деньги. Деньги зарабатывают. Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не
способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство). Зачем людям нужны деньги.
Цена (стоимость)
− Как формируется стоимость: вложения
средств, затраты труда, качество, спрос и предложение (например, почему яблоки зимой дорогие, а
осенью дешевые).
− Понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле». Любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие
стоят меньше (дешевле).
Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. На дорогие вещи, которые очень нужны каждой семье
(мебель, квартира, машина, дача, путешествие, компьютер и др.), взрослые понемногу откладывают деньги из
общего бюджета
семьи
(копят), а потом эту вещь приобретают.
7

Торговля и торг
− Торговля, купля-продажа; виды и формы торговли

(товарами, услугами, ресурсами; оптом и в розницу; в магазине или по Интернету и т.

п.).

− Хозяин товара и продавец.
− Этические

аспекты торговли (честность, открытость информации, поддержка новичка, местного предпринимателя и т. п.).

Бюджет (на примере бюджета семьи)
Что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы».
Планирование расходов в соответствии с бюджетом; распределение бюджета; участие детей в планировании предстоящих покупок.
Понятия достатка, уровня жизни, показатели уровня жизни; богатство и бедность. Понятие «бюджет» как отправная точка домашней экономики.
Планирование доходов и расходов на определенный период времени,
исходя из учета постоянных платежей: за
ЖКХ,
детский
сад,
электроэнергию, газ; расходы на питание членов семьи, одежду, транспорт, культурно-бытовые нужды. Оставшиеся деньги считаются свободными.
Из чего складывается бюджет (все деньги, которые получают члены семьи: если сложить зарплату мамы и папы, стипендию брата
и пенсию
бабушки, — это все вместе и будет семейный бюджет). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости
от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование). Разве можно быть хорошим хозяином, не
владея элементарными знаниями счета, не умея сравнивать и понимать, что выгодно, а что ведет
к издержкам? (Например, дети обсуждают
вместе с педагогом, что можно купить на 50 и на 300 рублей). Смысл поговорок: «По одежке протягивай ножки», «Семь раз отмерь — один раз отрежь»,
«Кто не
бережет копейки, сам рубля не стоит» и др.
Источники дохода
Дети еще не научились
зарабатывать, поэтому их обеспечивают родители и государство. Люди с маленькими доходами (пенсионеры, инвалиды
и др.) не всегда могут приобрести то, что им нужно. Им
должны помогать дети, которых они вырастили и воспитали. Людям, находящимся
в тяжелой жизненной ситуации, могут
помочь благотворители. Благотворитель —не обязательно богач. Помочь могут люди любого достатка: и
деньгами, и вещами, и делом — особенно, если соберутся, что называется, «всем миром». Меценат, спонсор, благотворитель — суть понятий, общее и
различия.
Основные понятия: деньги, 1 валюта, монеты, купюры; цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, накопить, растратить, доход, зарплата,
бюджет; выгодно, не выгодно, обмен.
Педагогические задачи:
− познакомить детей с деньгами разных стран и сформировать отношение к деньгам как к части культуры каждой страны;
− воспитывать начала разумного поведения
разумного финансового поведения);

в жизненных ситуациях, связанных с деньгами, насущными потребностями семьи (воспитание

− дать представление о том, что
деньгами оплачивают результаты труда людей, деньги являются средством и условием материального
благополучия, достатка
в жизни людей.
8

2.1.3. Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности
Основная задача воспитательно-образовательной работы поданному блоку — воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к
рекламе.
Важно объяснить детям, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить
отличать
реальные потребности от навязанных.
Что такое реклама?
Реклама: что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, звукозапись, видеоролик
и т. п.), где она
размещается (в общественных местах, в печати, на радио, телевидении, на досках объявлений, в Интернете, раздается
на улицах и т. д.).
Сочиняем рекламу
Создание
детьми собственной рекламы (в форме рисунков, разнообразных игр, в стихах, прозе
и др.) на темы: «Если бы у меня было свое
дело…», «Народные промыслы» и т. п.
Основные понятия: реклама, рекламировать, воздействие рекламы.
Педагогические задачи:
− дать представление о рекламе, ее назначении;
− поощрять объективное отношениедетей к рекламе;
− развивать у детей способность различать рекламные уловки;
− учить отличать собственные потребности от навязанных рекламой;
− учить детей правильно определять свои финансовые возможности (прежде чем купить, подумай, хватит ли денег на все, что хочется).
2.1.4. Полезные экономические навыки и привычки в быту
Содержание данного блока реализуется в рамках изучения блоков «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама», а так же в
ситуациях повседневной жизни, на которые педагог обращает внимание детей. Работа с детьми по данному блоку предполагает создание предпосылок
для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно одобряемых
способов
экономического
поведения (не жадничать, уметь
пользоваться общими вещами,
игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не
выбрасывать еду и др).
Предметный (вещный) мир — это мир рукотворный, так как в каждый предмет, в каждую вещь вложен
человеческий труд, забота, желание,
любовь,
старание, усилия. Поэтому к вещам как продуктам труда следует относиться с уважением. Вещи живут дольше, чем люди. Ими могут
пользоваться несколько поколений. Они могут рассказать, как жили люди раньше и как живут сейчас (музеи). Вещами следует пользоваться по
назначению, а ломать, портить вещи, обращаться небрежно (не
бережно, не бережливо), выбрасывать их зря — недостойно, это осуждается всеми.
Представления о своем, чужом и общем. Какими вещами и деньгами ты имеешь право распоряжаться (дарить, давать в долг, выбрасывать и т. п.)
самостоятельно, когда
необходимо совместное решение (например, семейный бюджет, т. е. общие деньги семьи, обсуждается на семейном совете).
9

Умение
прогнозировать последствия своих решений
и действий с вещами и деньгами
(если я выброшу, отдам, испорчу, то мне этого
уже не вернуть, и т. п.). Хороший хозяин (хозяйка) — тот, кто умеет
правильно, в интересах семьи, использовать доходы, распоряжаться
семейным
бюджетом, кто
ничего не тратит зря.
Хороший хозяин в семье — одно из условий ее благополучия. Правильное распределение семейных доходов — целое искусство. Формирование
умений экономить, делать сбережения, планировать, что купить сейчас, а что — позднее; предусматривать все предстоящие расходы — такие как
оплата квартиры, воды, электроэнергии, детского сада, проездных билетов, обедов в школе, продуктов
питания и т.д.; способность заранее
позаботиться о сбережении средств на отдых, развлечения, подарки, крупные покупки.
Копилка — полезная игрушка: как ею пользоваться и ради чего.
В детском саду и дома воспитание у детей полезных привычек и повседневное их закрепление: соблюдать
чистоту
и
порядок,
бережно
пользоваться игрушками, книгами, материалами инструментами для дидактических игр и труда, не тратить ничего зря (культура
деятельности, умение
быть занятым); показывать детям образец достойного поведения в быту
экономное отношение к воде и
свету,
бережное
отношение к вещам и пр.). Почему люди
всегда осуждали неряшливость, расточительность.
Воспитание у детей следующих привычек:
− бережного обращения со своими вещами и вещами принадлежащими другим взрослым, сверстникам;
− разумного использования материалов для игр и занятий (бумага, краски, карандаши, пластилин, фломастеры и т. д.);
− экономии

воды, электроэнергии (выключать, если ими

в данный момент никто не пользуется);

− нетерпимости к беспорядку, брошенным вещам и игрушкам.
Нравственные ориентиры в социально-экономической сфере
Примеры народной мудрости: пословиц, поговорок, сказок «Труд и продукт (товар)»: Басня И.А.
Крылова «Стрекоза и муравей», сказка Ш.
Перро «Золушка», народная сказка «По щучьему велению», народная
сказка «Морозко», сказки К.И. Чуковского «Телефон», «Федорино горе»,
сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек», народная сказка «Репка». Пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Дело мастера боится»,
«Без работы день годом кажется», «Какие труды, такие
и плоды», «Без труда не
выловишь и рыбку из пруда!», «Береженая
посуда два века
стоит», «Не зарься на чужое, свое береги».
«Деньги и цена (стоимость)»: Сказка К.И. Чуковского «Муха — цокотуха», сказка А.Н. Толстого «Золотой ключик», сказка Э. Успенского «Дядя
Федор, пес и кот», сказка Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». Пословицы и поговорки:
«Время — деньги», «Без копейки рубля нет», «Без хозяина
деньги — черепки», «Деньги к деньгам льнут», «Ближняя копеечка дороже дальнего рубля».
«Реклама»: Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах», сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля», сказка С.В. Михалкова «Как старик корову
продавал».
10

Формы, способы, методы и средства реализации Программы
В основание оптимальной модели решения задач формирования предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников может быть
положена структурная дифференциация образовательного процесса (Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова, 1995), исходя из основных,
наиболее
адекватных дошкольному возрасту позиций взрослого как непосредственного партнера детей, включенного в их деятельность, и как организатора
развивающей предметной среды.
В соответствии с этими позициями взрослого образовательный процесс включает две основные составляющие:
1) совместная непринужденная партнерская деятельность взрослого с детьми;
2) свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Согласно предложенной модели, в основном составляющее блоке образовательного процесса — «партнерском» — в рамках совместной
непринужденной деятельности взрослого с детьми должны решаться развивающие задачи самого широкого плана:
− развитие инициативности детей во всех сферах деятельности, развитие общих познавательных способностей (в т. ч. сенсорики, символического
мышления);
− развитие культуры чувств и переживаний, способности к планированию собственной деятельности
и произвольному усилию, направленному
на достижение результата; освоение ребенком мироустройства
в его природных рукотворных аспектах (построение цельной картины мира).
Организующими в этом блоке являются формы совместной деятельности взрослого и детей (игровая, продуктивная, познавательно
исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора), а также тематическое наполнение, которое использует
воспитатель, инициируя совместную партнерскую деятельность с детьми. Все указанные формы совместной деятельности взрослого и детей, реализуя
множественные развивающие образовательные задачи, дают взаимоусиливающий
эффект, и вместе с тем в каждой из них есть стержневая группа
задач, требующая для своей реализации релевантное культурно-смысловое (тематическое) наполнение.
Наполнение партнерского блока образовательного процесса основывается на классической комплексно-тематической
модели с той разницей,
что воспитателю не задаются конкретные темы для
проработки с детьми, а определяется лишь примерное движение по нескольким
линиям,
соответствующим формам взросло-детской активности, с помощью: вариантов примерных тематических циклов для познавательно-исследовательской
деятельности (наблюдения и экспериментирования), репертуара художественных произведений с различными вариантами выбора, различных типов и
структуры работы для продуктивной деятельности, возможных способов и форм игровой деятельности.
Конкретная конфигурация этих форм активности и их содержания проектируется самим воспитателем, который может выбрать любую из форм
совместной деятельности с детьми и линию ее развертывания как основную, смыслообразующую, и строить от нее и через нее переходы к другим
формам.
Существенной особенностью совместной партнерской деятельности взрослого и детей является ее
открытость в
сторону
свободной
самостоятельной деятельности самих детей. В то же время партнерская взросло-детская активность
открыта для перепроектирования в соответствии с
интересами детей и их субкультурой, которые проявляются и реализуются в свободной детской деятельности.

11

Месяц

Сентябрь

Тема

«Труд»

Неделя

1
2
3
4

Октябрь

«Продукт
труда
(товар)»

1
2
3
4
5

Ноябрь

«Профессии»

1
2
3
4

Декабрь

«Деньги»

1

2.2 Учебно-тематический план
Содержание деятельности
Задачи
I блок - «Труд и продукт труда (товар)»
Адаптационный период
воспитывать уважение к
людям, умеющим трудиться и
Беседа о труде. Обсуждение сказки К.Д.
честно зарабатывать деньги;
Ушинского «Два плуга»
стимулировать деятельность
Рисование на тему: «Как я помогаю
по интересам, проявление
близким»
творчества и
Поделка/аппликация на тему: «Игрушка
изобретательности.
своими руками»
Беседа «Чем пахнут ремесла?»
поощрять желание и
стремление детей быть
Пословицы и поговорки
занятыми полезной
Игра «Какие ошибки допустил
деятельностью, помогать
художник?»
взрослым;
Выразительное чтение стихотворений о
стимулировать деятельность
труде и профессиях
Поделка/аппликация на тему «Мой товар по интересам, проявление
творчества и
на ярмарку».
изобретательности.
Беседа о профессиях
сформировать представления
о содержании деятельности
Рисование на тему: «Мои добрые дела»
людей некоторых новых и
Загадки о труде и профессиях
известных профессий,
Рисование на тему: «Моя будущая
предпочитая профессии
профессия»
родителей детей данной
группы детского сада;
стимулировать деятельность
по интересам, проявление
творчества и
изобретательности.
II блок - «Деньги и цена (стоимость)»
Беседа «В общем о деньгах»
познакомить детей с деньгами
Обсуждение сказки Т.В. Грековой
Российской Федерации;
12

Свободная самостоятельная
деятельность детей
Собирание тематических
пазлов,
работа в книжном центре:
просмотр альбомов, карточек
по темам «Труд»,
«Профессии».
Труд в центре природы.
Помощь в сервировании
стола, уборке со стола после
приема пищи.
Привлечение детей к
наведению порядка в центре
игр.
Работа на садовом участке
дошкольной образовательной
организации.

Работа в книжном центре:
просмотр альбомов, карточек

2

3
4
Январь

«Деньги,
цена и
стоимость».

1

2
3
4

Февраль

Март

«Реклама:
правда и
ложь, разум
и чувства,
желания и
возможности
»

«Клад»
Беседа «Откуда берутся деньги и на что
тратятся?»
Пословицы и поговорки о деньгах
Обсуждение сказки Б.В. Минина
«Доверчивый Зайчик»
Интерактивное занятие по мотивам
сказки «Приключение монетки»

научить различать монеты
разного достоинства;
показать, что достижение
результата возможно сообща и
согласованно.

Беседа «История денег в России»
Обсуждение сказки Б.В. Минина
«Муравьи
и старый горшочек»
Викторина для детей «О какой сказке
идет речь?»
Решение арифметических задач
Кукольный спектакль «Как Зайчика
бережливости научили»

разъяснить дошкольникам,
почему так важно бережно
относиться к ресурсам;
рассказать детям о
последствиях бездумной
траты ресурсов и денежных
средств;
рассказать детям о деньгах
Российской Федерации;
научить дошкольников
рационально распоряжаться
деньгами.

III блок - «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»
1
Беседа о рекламе
способствовать
формированию у детей
2
Викторина для детей «О какой сказке
представления о рекламе, ее
идет речь?»
назначении;
3
Обсуждение сказки Г.Х. Андерсена
поощрять у детей
«Новое платье короля»
объективное отношение к
4
Спектакль «Приключения Копеечки»
рекламе;
1
Рисование на темы: «Моя любимая
развивать у детей способность
реклама»
2
Составление рассказов на тему: «Почему различать рекламные уловки;
формировать способность
нельзя верить рекламе».
отличать собственные
3
Рисование на темы «Реклама на
13

по темам «Деньги», «Бюджет
семьи», «Покупки в
магазине».
Рисование на темы: «Монеты
моей страны», «Деньги разных
стран», «Места торговли:
ярмарка, магазин, рынок»,
«Мой вклад в бюджет семьи»,
«Добрые дела нашей семьи».
Составление рассказов на
темы: «Доходы и расходы
моей семьи», «Мы ходим за
покупками», «Что значит быть
бережливым»
Поделки, оригами,
аппликации, конструирование
на темы: «Необычные формы
денег», «Копилка для монет»,
«Обмен продуктами труда».

Рисование на темы:
«Фантастическая реклама»,
«Спецэффекты в рекламе»,
«Реклама: правда и вымысел»,
Собирание тематических
пазлов.
Работа в книжном центре:
просмотр альбомов, карточек
по темам «Реклама для детей»,
«Красочная реклама»,
«Сравним товар в рекламе и в

потребности от навязанных
рекламой;
учить детей правильно
определять свои финансовые
возможности (прежде чем
купить, подумай, хватит ли
денег на все, что хочется);
IV блок - «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

магазине».
Конкурс рекламных слоганов
на тему «Я рекламирую…».

1

Составление рассказов на тему: «Я
уважаю чужой труд»

2

Обсуждение смысла пословиц и
поговорок
Выразительное чтение стихов о
бережливости и труде
Обсуждение рассказа Н. Носова
«Заплатка»
Игра-эстафета «Хорошо — плохо»

Рисование на темы: «Игрушки
моих родителей», «Моя
любимая игрушка», «Моя
копилка».
Создание мастерской по
ремонту книг. Заранее
отобранные в группе или
принесенные из дома ветхие
или с испорченными
страницами книги предлагаем
ребятам склеить,
«отремонтировать».
Создание мастерской «Вторая
жизнь моей игрушки».
Принесенные из дома
игрушки, требующие

4

Апрель

3
4
5
Май

1
2

плакатах»
Конкурс рекламных слоганов на тему «Я
рекламирую…».

Мини-беседа «Полезные экономические
навыки и привычки в быту»
Обсуждение сказки К.И. Чуковского
«Федорино горе»

14

научить детей бережному
отношению к вещам;
подсказать ребенку, какими
вещами он может
распоряжаться
самостоятельно, а какими —
только с ведома взрослых;
научить ребенка
прогнозировать последствия
своих решений;
рассказать о правильном
распределении доходов в
семье;
помочь выработать основные
полезные привычки, заложить
основы экономических

навыков и привычек в быту у
детей с помощью подвижных
игр.

3

15

небольшого ремонта, ребята
чинят, чистят, украшают
(например, надевают бант
кукле, поправляют колеса
машинке) и обмениваются с
ребятами из группы на другие
игрушки.
Конкурс по изготовлению
поделок и игрушек из
вторичного, бросового
материала (пластиковые
бутылки, картон, одноразовая
посуда и т.д.). Приобщение к
сортировке мусора в группе и
на площадке.
Составление рассказов на
темы: «Что будет, если я
испорчу игрушку?»,
«Хороший хозяин — это тот,
кто…», «Почему жадничать
— это плохо?», «Вещи,
сделанные своими руками»,
«Что значит быть
экономным?»

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Организация, реализующая Программу, должна обеспечить материально-технические
условия, позволяющие достичь обозначенных ею
целей и выполнить соответствующие
задачи, в т. ч.:
− осуществлять все виды деятельности ребенка, как индивидуальной, так и в рамках каждой
дошкольной группы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, их образовательных потребностей;
− организовывать участие родителей воспитанников
(законных
представителей),
педагогических работников и представителей общественности разработке
основной
образовательной программы, в создании условий для ее реализации,
а
так
же
мотивирующей образовательной среды, уклада организации,
осуществляющей
образовательную деятельность;
− использовать в образовательном процессе современные образовательные технологии (в т.
ч. игровые, коммуникативные, проектные технологии
и
культурные
практики
социализации детей);
− обновлять содержание основной образовательной Программы, методики и технологий ее
реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросами
воспитанников и их родителей (законных представителей), с учетом
особенностей
социокультурной среды развития воспитанников и
специфики
информационной
социализации детей;
− обеспечивать эффективное использование профессионального
и
творческого
потенциала педагогических, руководящих и
иных
работников
организации,
осуществляющей образовательную деятельность, повышение их профессиональной,
коммуникативной, информационной, правовой компетентности и
мастерства
мотивирования детей;
− обеспечивать эффективное управление с использованием технологий управления
проектами и знаниями, управления рисками, технологий разрешения конфликтов,
информационно-коммуникационных
технологий,
современных
механизмов
финансирования.
Организация, осуществляющая
образовательную деятельность по Программе,
должна
создать материально-технические
условия, обеспечивающие:
1) возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения
Программы;
2) выполнение организацией
требований:
— санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов:
− к условиям
размещения организаций, осуществляющих образовательную
деятельность;
− оборудованию и содержанию территории;
− помещениям, их оборудованию и содержанию;
− естественному и искусственному освещению помещений;
− отоплению и вентиляции;
− Водоснабжению и канализации;
− организации питания;
− Медицинскому обеспечению;
− приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
− организации режима дня;
− организации физического воспитания;
− личной гигиене персонала;
— пожарной безопасности и электробезопасности;
16

— по охране здоровья воспитанников и охране труда работников организации;
3) возможность
беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными
возможностями
здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к
объектам
инфраструктуры
организации, осуществляющей образовательную деятельность.
При создании материально-технических условий для детей с ограниченными
возможностями здоровья организация должна учитывать особенности их физического и
психофизиологического развития.
Организация должна иметь необходимое для всех видов образовательной деятельности
воспитанников (в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов),
педагогической, административной и хозяйственной деятельности оснащение и
оборудование:
− учебно-методический комплект Программы (в т. ч. комплект различных развивающих
игр);
− помещения для
занятий и проектов, обеспечивающие образование детей через
игру, общение, познавательно-исследовательскую
деятельность и другие формы
активности ребенка с участием взрослых и других детей;
− оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и
воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными
особенностями
детей дошкольного возраста;
− мебель, техническое оборудование, спортивный и хозяйственный инвентарь,
инвентарь
для художественного творчества, музыкальные инструменты.
Программа оставляет за организацией право самостоятельного подбора разновидности
необходимых средств обучения, оборудования, материалов, исходя из особенностей
реализации основной образовательной программы.
Программа предусматривает необходимость в специальном оснащении и
оборудовании для организации образовательного процесс с детьми-инвалидами и детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых
образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на
актуализацию
электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средств
обучения и воспитания, спортивного, музыкального, оздоровительного оборудования, услуг
связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
3.2 Методическое обеспечение программы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Приказ Минобрнауки России от
17 октября 2013 г.
№1155
«Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования».
3. Шатова А Д., Аксенова Ю.А., Примерная парциальная образовательная программа
дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование
предпосылок финансовой грамотности для детей 5–7 лет».
4. Сборник методических материалов подготовлен на основе примерной парциальной
образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое
воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» и
содержит материалы для организации образовательного процесса по разделам «Труд и
продукт труда (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и
чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту».
5.
Сборник
демонстрационных
материалов
«Экономическое
воспитание
дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

17

Список литературы
1. Слободчиков В.И., Короткова Н.А., Нежнов П.Г., Кириллов И.Л.
Дошкольное
образование как ступень системы общего образования: научная концепция / Под ред.
В.И. Слободчикова; М.: Институт развития дошкольного образования РАО, 2005. 28 с.
2. Коменский Я.О. Материнская школа. М.: Книга по требованию, 2012. 104 с.
3. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита-пресс, 2016.
336 с.
4. Люнфин О.Е. Экономическое воспитание дошкольников // Молодой ученый, 2017. №
8. С. 349–351
5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в
старших группах детского сада // Дошкольное
воспитание, 1995. № 9.
6. Хламова Н.А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в
условиях детского сада // Теория и практика образования в современном мире:
материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое
издательство, 2015. c.39–41
7. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации.
Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
8. Шатова А.Д. Тропинка в экономику. М.: «Вентана-Граф», 2015. 48с.
9. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников. М.: Педагогическое общество
России, 2005. 256с.
Интернет-ресурсы
www.cbr.ru — официальный сайт Банка России
fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»
минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования
и науки
Российской Федерации
вашифинансы.рф — сайт национальной
программы
повышения
финансовой
грамотности граждан «Дружи с финансами»

18

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».